Православное Обозрѣнiе

Издание Русской Православной Зарубежной Церкви

Внимание: если Ваш компьютер не читает некоторые буквы петровской азбуки, на заглавной странице есть объяснение и помощь.   

26 Май 1959 г.

к оглавлению

Краткая Исторiя острова Кипра

Въ связи съ послѣдними событiями на о-вѣ Кипръ.

 

Событiя на островѣ Кипрѣ привлекли къ нему вниманiе всего мiра. Чтобы дать читателю правильную объективную картину этимъ событiямъ, мы приводимъ кратко бурную исторiю этого многострадальнаго острова и его Церкви.

Кипръ — третiй по величинѣ островъ въ Среджземномъ морѣ. Онъ занимаетъ площадь въ 3.572 кв. мили: въ длину 140 миль и въ ширину 60 миль. Населенiе острова состоитъ изъ 510.000 жителей, изъ которыхъ православныхъ грековъ 362.000, магометанъ турокъ — 80.000 и крохотныхъ группъ армянъ и маронитовъ. Главный городъ Никозiя — 41.000 жит., Лимасоль 27.000 жит., Фамагуста — 21.000 жит., Рарнака — 16.500 жит., Пафосъ — 7.000 жит. и Киринея 4.000 жит.

 

Въ древности Кипръ былъ покрытъ густыми лѣсами и славился своей мѣдью, которая и свое названiе Cupum получила отъ названiя острова Cyprus.

 

Древнѣйшее населенiе его повидимому было семитическое. Въ первой половинѣ VII в. до Р. X. Кипръ, заселенный финикшцами и греками, раздѣлялся на нѣсколько небольшихъ государствъ. Въ VI в. онъ подпалъ подъ власть егаптянъ и затѣмъ персов. Въ 333 году до Р. X. Кипръ былъ завоеванъ Александромъ Македонскимъ Великимъ. Послѣ его смерти островъ остался за греческой династiей Птоломеевъ до взятiя его римлянами въ 58 г. до Рождества Христова.

 

45 годъ по Р. X. является годомъ основанiя на островѣ Церкви Христовой. Здѣсь началась апостольская проповѣдь св. ап. Павла, Варнавы и IоаннаМарка, основавшимп на Кипрѣ нѣсколько общинъ. Ихъ дѣятельность встрѣтила противодѣйствiе iудеөвъ и римлянъ, которые нѣкоторыхъ изъ нихъ довели до мученической кончины. Первыми епископами были: города Тамаса — Гираклидисъ, Аристiонъ; города Бретанiи — Аристовулъ; города Тадга — Епафрасъ; города Нарбонны — Сергiй Павелъ (бывшiй римскiй проконсулъ).

 

Побывавшая здѣсь случайыо въ IV в. равноапостольная царица Елена, построила церковь въ Василопотамѣ и Тогнѣ и прислала имъ въ даръ частицы обрѣтеннаго честнаго Креста Господня. Къ этому времени относится появленiе ересей, съ которыми боролся и въ борьбѣ пррславился епископъ гор. Констанцiи — Епифанiй. Онъ вмѣстѣ съ Юлiемъ Пафскимъ, Тихономъ Талмасскимъ, Феопемпомъ Тримифунтскимъ осудили на соборѣ 401 г. Оригена, офитовъ и др. еретиковъ. Кипрская церковь, однако, прочно утверждалась, пользуясь правами автокефальности. Послѣднее обстоятельство не нравилось патрiархамъ Антiохiйскимъ, которые задумали въ V в. подчинить ее антiохiйскому престолу. Они вмѣшались въ избранiе Кипрскаго епископа, изъ-за чего произошла упорная борьба. Соборъ, подъ предсѣдательствомъ Константинопольскаго патрiарха Акакiя, созванный по приказанiю императора Зенона, постановилъ признать автокефальныя права кипрской Церкви. Она управлялась архiепископомъ гор. Констанцiи, получившимъ особой грамотой право носить красную мантiю, скипетръ и титулъ "блаженнѣйшаго".      

 

Въ VII в. Кипръ подвергался многократнымъ набѣгамъ арабовъ, причемъ жители должны были предпринять по приказанiю импөратора Юстинiана, который не могь ихъ защитить отъ враговъ, переселенiе въ Геллеспонтъ вмѣстѣ съ епископомъ Iоанномъ, права котораго и въ новой мѣстности подтвердилъ императоръ и созванный Трульскiй Соборъ.

 

Когда въ VIII в. арабы были разбиты императоромъ Ираклiемъ, кипряне начали понемногу возвращатъся на родину, а архiепископство было перенесено при Константинѣ Копронимѣ въ 747 году въ гор. Арсиной и существовало здѣсь до XIII в. (1215г.).

 

Кипръ становится убѣжищөмъ Православiя во времена иконоборчества, туда уходили монахи, преслѣдуемые за иконопочитанiе. Съ другой стороны онъ получаетъ влiянiө въ лицѣ епископа Олимпiя Констанцскаго, Епифанiя Солонскаго, Сотипа Феодосiанскаго, Феодора Китiйскаго. Александра Амафiйскаго на происходившихъ тогда въ Константинополѣ соборахъ. Но мирное развитiе церковной жизни въ VII в. тормозили частые набѣги арабовъ, которые, пользуясь отдаленностью острова отъ Византiйской Имперiи безнаказанно грабили и разрушали цвѣтущiе кипрскiе города. Отражаемые Константиномъ V Копронимомъ, царицей Ириной, Михаиломъ Рангаве, Василiемъ I Македоняниномъ, они уходили на время и вновь нападали, когда византiйскiй флотъ уходилъ отъ Кипра. Лишь при императорѣ Никифорѣ Фокѣ Византiйской имперiи удалось окончательно свергнуть арабское иго и тогда стала расцвѣтать церковная жизнь, появнлось много монастырей, каковы Богородицы Кикка при императорѣ Алексiи Комненѣ, Богородицы на горѣ Махера, Тамасскiй женскiй, Апсинiонъ, Фанеромены и др.

 

По прежнему авторитетъ епископовъ стоялъ на соборахъ на высокой ступени, какъ, напр. въ исторiи борьбы между архiепископомъ Iоанномъ и Константинопольскимъ патрiархомъ Лукой Христовергомъ. Въ XI и XII в. на Кипрѣ уже было 15 епископовъ.

 

Этотъ перiодъ исторiи заканчивается рядомъ возстанiй противъ тиранiи византiйскихъ императоровъ подъ предводительствомъ Феофила Еротика, а затѣмъ Рипсоматиса и другихъ, протестовавшихъ по поводу злодѣянiй правителя Исаака Комнена, который въ 1184 г. провозгласилъ себя независимымъ кипрскимъ императоромъ.

Второй перiодъ исторiи, простирающiйся съ 1191 г. по 1571 г., начался несчастнымъ нападенiемъ короля крестоносца Ричарда Львиное Сердце, который мстилъ Исааку Комнену за жестокости надъ его воинами во время кораблекрушенiя у береговъ Кипра. Жители должны были платить высокую дань темплiерамъ и это вызвало бунты, подъ влiянiемъ которыхъ Ричардъ продалъ въ 1193 году Кипръ iерусалимскому королю Лузиньяну, который хотя и объявилъ католичество господствующимъ исповѣданiемъ, однако терпимо относился къ православiю, которое могло свободно развиваться и крѣпнуть.

 

Спокойствiө нарушилъ преемникъ короля Лузиньяна, кор. Амори, который при содѣйствiи папы Целестина III, сталъ преслѣдовать православныхъ и утвердилъ во главѣ церковной iерархiи выписанныхъ латинскихъ монаховъ и духовенство. Пришельцы насильно отбирали у православнаго духовенства имущества и цөркви и своими жестокостями побудили ихъ обратиться за помощью къ византiйскимъ царямъ. Но цари Византiи были безсильны освободить угнетаемыхъ отъ разбоя. Въ правленiө Алисы, жены Гуго, осталось всего 4 православныхъ епископа, а правительство продолжало насильвенный захватъ дальнѣйшихъ правъ и имуществъ православнаго духовенства. Папа Иннокентiй III вручилъ кардиналу Пелагiю абсолютную власть надъ Кипромъ. Пелагiй продолжалъ ту же жестокую политику правительства. Воспользовавшись смертью православнаго архiепископа Симеона, папа Гонорiй III рѣшилъ подчинить своей власти Кипрскую Церковь. Онъ подчинилъ православное грөческое духовенство латинскому архiепископу и епископамъ. Кипряне мужественно вступили въ новую борьбу и обратились къ защитѣ византiйскаго патрiарха Германа II (1222 - 1240). Синодъ и патрiархъ, опасаясь кровопролитiй, рекомендовали кипрянамъ подчиниться, но подъ влiянiемъ прибывшихъ въ Константинополь бѣжавшихъ отъ прөслѣдованiй новыхъ клириковъ и монаховъ, патрiархъ написалъ кипрянамъ посланiе, благословляя ихъ на борьбу и мученичество для сверженiя ненавистнаго ига. Кромѣ того онъ обратился съ письмомъ къ папѣ Григорiю IX, прося его прекратить несправедливыя гоненiя кардиналовъ и не сѣять вѣроисповѣднаго антагонизма. Столкновенiя въ 1240 г. дошли до того, что православные, захвативъ съ собой священные предметы, бѣжали въ Армөнiю киликiйскую.

 

Въ 1248 году греческiй кипрскiй архiепископъ переселился въ Никею. Когда онъ чөрезъ годъ возвратился, начались новыя распри. Буллой 1260 года папа Александръ IV утвердилъ полноө подчиненiе греческой церкви латинскому архiепископу.

 

Несмотря на всѣ гоненiя, духъ Православiя не угасалъ. Постоянныя несправедливыя притѣсненiя православныхъ вызвало, наконецъ, участiе къ нимъ короля. Греческая церковь, поддерживаемая лузиньянской династiей вздохнула свободнѣе.

 

Въ пятнадцатомъ вѣкѣ (XV) начались переговоры о возсоединенiи кипрской и византiйской церквей. Синодомъ и патрiархомъ Матфеемъ былъ отправленъ монахъ Студiйскаго монастыря Iосифъ Врiенiй, который долженъ былъ на мѣстѣ разслѣдовать состоянiе Кипрской церкви.

 

Это посольство не имѣло успѣха и черезъ 7 лѣтъ при патрiархѣ Евфимiи кипряне вновь отправили посланiе, по поводу котораго Соборъ въ храмѣ св. Софiи высказался, что не можетъ ихъ принять пока они не освободятся отъ политическаго господства латинянъ, безъ чего они будутъ только позорить византiйскую церковь.

 

Въ 1441 году гречанка Софiя Палеологъ сдѣлалась королевой, женой кипрскаго короля Iоанна II. При ней греческiй языкъ и культура получили большiя льготы. Она даже пыталась добиться назначенiя православнаго архiепископа главой кипрской церкви. Хотя архiепископомъ и назначенъ былъ Галезiо, но положенiе православной церкви въ общемъ было благополучно. Старанiямъ королевы мѣшали ея слабохарактерный мужъ и зять, португалъскiй принцъ Iоаннъ Камбирскiй, съ которымъ ей пришлось открыто воевать.

 

Елена Палеологъ умерла въ 1458 году и снова начались гоненiя на православныхъ. Многочисленные претенденты на королевскiй престолъ начали борьбу за власть. Пользуясь этимъ венецiанцы захватили островъ и владѣли имъ около 80 лѣтъ. Православное населенiе и подъ ихъ властью продолжало терпѣть притѣсненiя и несправедливыя обиды. Вотъ почему кипряне съ радостью встрѣтили новое владычество надъ островомъ побѣдителей турокъ.

 

Третiй перiодъ начинается Турецкими завоеванiями, которыя вызвали напрасную радость и принесли христiанамъ неисчислимыя бѣдствiя. Они перебили тысячи людей, обращали храмы въ мечети и изгоняли греческихъ клириковъ, Латинскiе iерархи предусмотрительно бѣжали и церковь ихъ стала разрушаться.

 

Между тѣмъ православные, оправившись отъ перваго натиска, вступили въ переговоры по религiознымъ церковнымъ дѣламъ съ Мустой пашей. Въ результатѣ этихъ переговоровъ явилось прiобрѣтенiе права имѣть самостоятельныхъ епископовъ и многiя другiя льготы. Архiепископы назначались, правда, при содѣйствiи визиря, который благоволилъ къ тѣмъ, кто давалъ взятки, но все же они были православные.

 

Въ началѣ господства турокъ подрядъ смѣнилось четырө православныхъ iерарха. Въ 1592 году возникли споры изъ-за выбора архiепископа. Претендентами были Леонтiй Евстратiй, Афанасiй, причемъ на права Кипрской церкви посягали антiохiйскiй и вселенскiй патрiархи. Афанасiй былъ низложенъ въ 1598 году соборомъ кипрскихъ iерарховъ и въ 1600 г. константинополъскими iерархами, но онъ не захотѣлъ подчиниться рѣшенiю, продолжалъ служенiе и управленiе и велъ себя крайне нзблагоговѣйно. За это онъ былъ патрiархомъ Матфiемъ, разслѣдовавшимъ на соборѣ его преступленiя, вновь низложенъ и на его мѣсто былъ избранъ Венiаминъ. Его избранiю содѣйствовали вселенскiе патрiархи, которые въ посланiяхъ и сигиллiяхъ старались умиротворить терзаемый смутами островъ. При Венiаминѣ наступило успокоенiе, и онъ строилъ даже планы о постройкѣ высшей духовной школы для духовенства. Право его преемника Христодула оспаривалъ iеромонахъ Кириллъ въ 1618 г., что вызвало вмѣшательство вселенскаго патрiарха Тимофея. Внутреннiя смуты затягивались. Дѣло дошло до распри между архiепископомъ и епископами, которые, обуреваемые честолюбiөмъ, претендовали на равноправiе и равночестность съ главой-архiепископомъ. Тогда въ 1651 г. патрiархъ константинопольскiй Iоанникiй отправилъ имъ грамоту и преподалъ обѣимъ противнымъ сторонамъ правила поведенiя. Это на нихъ серьезно повлiяло и они утихомирились, что дало поводъ къ установленiю прiоритета вмѣшательства вселенскихъ патрiарховъ въ дѣла кипрской церкви.

 

Такъ продолжалось и при патр. Дiонисiѣ IV въ дѣлѣ архiеп. Никифора, однако, до конца правленiя его во всѣхъ нестроенiяхъ кипрская Церковь достойно возвышала свой голосъ.

 

Послѣ него предстоятелемъ кипрской церкви былъ iеромрнахъ Иларiонъ Кигала, написавший много сочиненiй по богослужебнымъ вопросамъ. Съ 1679 года по 1707 кипрскую церковь вновь раздираетъ смута.

 

Въ 1730 году архiепископъ Сильвестръ имѣлъ мужество отправиться ходатайствовать передъ Портой по поводу притѣсненiй турецкими властями кипрянъ, за что былъ сосланъ въ Авратъотаси, но черезъ годъ во время смуты на Кипрѣ вслѣдствiө безвластiя, былъ возстановленъ и возвращенъ изъ ссылки. Въ этомъ же году онъ внезапно умеръ и его замѣнилъ Филофей, выдающiйся дидаскалъ того времени.  Однако, въ 1745 г. по навѣтамъ враговъ клеветниковъ турки лишили его престола и поставили iеромонаха Неофита. Константинопольскiй патрiархъ отказался его признать и добилея возстановленiя Филофея. Съ 1759 года архiепископскую кафедру занималъ Паисiй, который прикладывалъ старанiя уврачөвать народныя раны, но былъ оклеветанъ и долженъ былъ бѣжать. Порта заставила признать архiепископомъ iеродiакона Кипрiана, константинопольскаго дидаскала. На Кипрѣ образовались двѣ партiи одного и другого претендента. Побѣдилъ Паисiй и его вторичное правлөнiө   было   ознамөновано   въ 1764 г. бунтомъ противъ турокъ. Онъ ѣздилъ въ Константинополь хлопотать за свой народъ, много перестрадалъ, и разбитый нравственно и физически, удалился въ 1766 г. на покой въ Скалу, гдѣ вскорө скончался. На его мѣсто былъ избранъ въ 1767 году Хрисанфъ, пафскiй митрополитъ, при которомъ турецкiй правитель Хаджиакки-Ага наложилъ на островъ тяжөлую дань. Онъ довелъ церковь до жалкаго состоянiя, такъ что, въ концѣ концовъ, вызвалъ демонстрацiи жителей, грозившихъ совершенно оставить островъ. Въ 1791 году Хрисанфъ созвалъ соборъ, на которомъ объявилъ о своемъ желанiи уйти на покой въ виду старости и болѣзней, но ему нө дали удалиться и избрали   помощника.   Противники изъ мiрянъ обратились къ туркамъ, и Хрисанфъ былъ сосланъ в Евбею. Архiепископскую кафөдру  занялъ молодой и энөргачный Кипрiанъ, популярный въ народѣ послѣ заключенiя перөмирiя съ турками при осадѣ въ 1804 г. гор. Левкоссiи. Съ большимъ трудомъ ему удалось добиться хиротонисанiя, согласно каноническимъ правиламъ, и въ 1810 г. онъ вступшгъ въ управленiе.  Кипрiанъ энергично занялся устроенiемъ церковнообщественной жизни острова, но всѣ его стремленiя грубо уничтожали турки. Они учинили въ 1812 году страшный разгромъ въ Левкоссiи, казнили многихъ архипастырей, считая ихъ мятежниками, отняли   насильно монастыри, церковныя имущества, причемъ особенно отличился жестокостью правитель Еучукъ-Мехмедъ. Архiепископы были умерщвлены и кафедры опустѣли. Тогда кипряне, отчаявшись получить помощь отъ вселенской церкви, потерпѣвшей не меньший разгромъ, обратились къ антiохiйскому патрiарху, который хиротонисалъ iеромонаха Iоакима въ архiепископа. Скоро, однако, между имъ и паствой произошли разногласiя. Послѣдняя пожаловалась Портѣ, которая поручила патр. Анфилу III разслѣдовать споръ. Патрiархъ послалъ три посланiя, гдѣ внушалъ Iоакиму заниматься умиротворөнiемъ гонимой церкви, но разногласiя не прекращались и Iоакимъ отрекся въ 1824 г. Преемникъ его Дамаскинъ не удержался долго и сосланъ былъ въ изгнанiе въ 1827 г. правителөмъ Кипра Али-Рухи.

 

Архiепископскую кафедру занялъ пафскiй мигрополитъ Панаретъ, славный плодотворной внѣшней политикой, онъ добился у турокъ уменьшенiя дани, открылъ духовную школу и искоренялъ ереси. Однако, въ 1839 г. положенiе его пошатнулось, ибо онъ вмѣшался въ борьбу партiй среди народныхъ представителөй. Враждебная партiя выдвинула кандидатомъ въ архiепископа зкзарха Iоанникiя, перөселившагося съ мѣста своего бѣгства изъ Парижа. Панаретъ отрекся и удалился на покой въ монастырь Св. Честнаго Креста.

 

Архiепископъ Iоанникiй продолжалъ его политику защиты островитянъ отъ турецкихъ притѣсненiй. По его смерти въ 1849 г. былъ избранъ архiепископомъ Кириллъ, который успѣшно руководилъ кипрской церковной жизнью до 1854-года и отвратилъ готовящееся возстанiе грековъ Кипра, вызванное начавшөйся Крымской войной.

 

Его преемникъ, архiепископъ Макарiй оказался счастливѣө. Разумными мѣрами возстанавливая спокойствiе, онъ много потрудился на пользу просвѣщевiя клира и народа.

 

Наиболыней славы достигъ вступившiй въ 1865 г. на архiепископскую кафедру Софронiй схоларъ школы въ Левкоссiи. Его уважали не только греки, но и турки, и это послужило большему успѣху его мѣропрiятiй въ церковномъ и административномъ отношөнiи. Онъ добился отъ турокъ изданiя фирмана, которымъ точно опредѣлялись права турецкихъ чиновниковъ и православнаго населенiя и клира. Ему довелось видѣть окончательное паденiө турөцкаго владычөства и до 1900 г. онъ счастливо управлялъ кипрской церковью подъ англiйскимъ протекторатөмъ.

 

Изъ исторiи III перiода мы видимъ, что лишенные своихъ гражданскихъ властей, свободолюбивые кипряне совершенно естественно искали помощи и поддержки отъ Церкви и изъ рядовъ ея духовенства выдвигали своихъ вождей.

 

4-го iюня 1878 г. Великобританiя, по договору съ султаномъ за помощь, оказанную въ войнѣ 1854 г. противъ Россiи, взяла подъ свой протекторатъ островъ Кипръ, который, однако, номинально оставался турецкимъ владѣнiемъ. Въ 1914 г. Великобританiя анексировала Кипръ, за то, что турки стали на сторону нѣмцевъ.

 

Итакъ, съ 1878 г. начинается IV перiодъ исторiи Кипра, съ оккупацiи острова англичанами. Однако, новое владычество не принесло особенной радости многострадальному народу. Новые правители, въ угоду туркамъ, игнорировали нужды православiя и къ тому старались распространить протестантизмъ, для чего учредили особый протестантскiй институтъ.

 

По Лозанской конференцiи въ 1924 г. Турцiя формалъно признала Британскую анексiю Кипра, вошедшаго въ составъ Британской имперiи на положенiи колонiи. Въ 1931 году начались первые безпорядки возбуждениымъ греческимъ насөленiемъ, провозгласившимъ свой принципъ "энозисъ", т. е. соединенiя съ Грецiей. Тогда было упразднено всякое выборное начало и вся власть передана губернатору острова.

 

Во время Второй мiровой войны Кипръ мало пострадалъ отъ воздушныхъ налетовъ. Многiе кипряне по добровольной мобилизацiи участвовали на разныхъ фронтахъ въ борьбѣ противъ гөрмано-итальянской оси.

 

Послѣ окончанiя Второй войны, когда Англiя отказалась отъ многихъ колонiй и создала такъ наз. COMMONWEALTH кипряне снова потребовали своей незаврсимости и присоединенiя къ Грецiи. Во главѣ этого движенiя всталъ теперь уже всѣмъ извѣстный Архiепископъ Макарiй, глава Кипрской Автокефальной Церкви.

 

Магометанское турецкое меньшинство, сконцентрированное въ восточной части острова, энергично возстало противъ энозиса.

 

Какъ вообще теперь во всякой смутѣ коммунисты и тутъ нашли богатую для себя жатву. Этотъ перiодъ ознаменованъ множествомъ убiйствъ, террористическихъ актовъ. Трудно и даже почти невозможно разграничить, когда тутъ дѣйствовали греки, когда — турки или коммунисты. Архiепискоиъ Макарiй былъ сосланъ англiйскимъ правительствомъ на Сешальскiе острова. Черезъ нѣкоторое время онъ былъ освобожденъ изъ ссылки, однако, ему было строго воспрещено возвращенiе на Кипръ. Послѣ множества кровопролитiй, безпоярдковъ и забастовокъ, наконецъ, въ этомъ году въ Лондонѣ, при дѣятельномъ участiи архiепископа Макарiя, былъ заключенъ договоръ, по которому Кипръ дѣлается независимой республикой во главѣ съ православнымъ президентомъ и вицепрезидентомъ туркомъ. По этому договору Великобританiя оставляетъ за собой военныя базы и въ случаѣ нападенiя имѣетъ право военной интервөнцiи.

 

Вся исторiя этого небольшого героическаго народа полна борьбы за вѣру и свободу. Конечно, послѣднее англiйское владычество надъ этимъ островомъ никакъ нельзя сравнивать съ прөдыдущимъ угнөтнеiемъ свободолюбивыхъ кипрянъ. Англiя обогатила островъ и дала ему государственную административную форму. Останется ли Кипръ самостоятельной республикой или въ будущөмъ присоединится къ Грецiи, англiйская печать истинной государственности будетъ всегда отличительной чертой этого острова на Влижнемъ Востокѣ. Однако, несмотря на то, что Англiя оставляетъ Кипру такiе свои нерукотворенные памятники, она отразила въ своей кипрской политикѣ и свои внутреннiя немощи. Англiя переживаетъ кризисъ государственной мысли. Нельзя было искусственно превращать свои нѣкоторыө негритянскiя колонiи въ независимыя государства и оставлять такой древнiй островъ, какъ Кипръ, гордый своимъ героизмомъ, въ состоянiи колонiи. Такое положенiе было совершенно нөтерпимо для свободолюбивыхъ кприiрянъ, которые всю силу и энергiю своей борьбы съ англичанами черпали въ переполненномъ возмущенiемъ сознанiи  такого  нацiональнаго униженiя.

 

Теперь Кипръ вступаетъ въ пятый перiодъ своей исторiи, уже какъ   независимоө государство. Мы не можемъ не порадоваться такому замѣчательному факту, что возглавленiе новаго   государства   будетъ православнымъ, теперь,   когда  во всемъ

мiрѣ Православiе такъ унижено и вытѣснено изъ общественнной жизни.

 

Пожелаемъ славной Кипрской Церкви благоденствiя и преуспѣвания.

  

к оглавлению

в начало

Copyright by Orthodox Digest  1959

Сайт управляется системой uCoz