Православное Обозрѣнiе

Издание Русской Православной Зарубежной Церкви

Внимание: если Ваш компьютер не читает некоторые буквы петровской азбуки, на заглавной странице есть объяснение и помощь.   

26 Май 1959 г.

к оглавлению

Суббота Великаго Покоя

(Внутреннiй смыслъ утрени Великой Субботы)

Всѣ дни превосходитъ св. Четыредесятница, но большее св. Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), а больше самой Страстной седмицы есть великая и святая Суббота. Ибо, какъ въ первомъ мiротворенiи, Богъ, создавши всѣ твари и въ шестой день окончательно сотворивши человѣка, въ седьмый день почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ и освятилъ его, наименовавъ субботой, т. е. покоемъ: "такъ и въ дѣланiи умнаго творенiя, совершивъ все (дѣло искупленiя) и въ шестый день паки возсоздавши истлѣвшаго человѣка, обновивъ его живоноснымъ крестомъ и смертью, Господь въ настоящiй седьмый день успокоился, уснувъ живоестественнымъ и спасительнымъ сномъ" .. .

Такъ поучаетъ насъ богомудрый и святой безвѣстный составитель Синаксарiя на великую Субботу.

Все богослуженiе этого преславнаго дня исполнено необыкновенной глубины, духовной мощи и несказанной красоты. А канонъ, поемый на утрени, составленный тремя великими пѣснописцами: инокиней Кассiей (ирмосы первыхъ четырехъ пѣсней), Маркомъ епископомъ Ин-друнскимъ (тропари къ этимъ пѣснямъ) и святымъ Косьмой Маiумскимъ (остальная часть канона), считается, по глубинѣ догматическаго содержанiя непревзойденнымъ изъ всѣхъ когда либо написанныхъ каноновъ.

Хотя Искупитель рода человѣчес-каго и почивалъ въ субботу Своимъ нетлѣннымъ тѣломъ, душею Онъ бодрствовалъ и угютребилъ ночь Великiя Субботы на избавленiе из ада душъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, начиная съ прародителей Адама и Евы.

Вотъ какъ описано сошествiе Христа Спасителя во адъ въ евангелiи Никодимовомъ, которое хотя и считается апокрифическимъ, но многiя повѣствсванiя изъ него приняты нашей Церковью и вошли въ Священное Преданiе. Сыновья св. Симеона Богопрiимца Левкiй и Каринъ, воскресшiе въ моментъ смерти Богочеловѣка и явившiеся многимъ повѣствовали:

"Мракъ преисподней внезапно озарился свѣтомъ сходящаго Богочеловѣка, Бывшiе тамъ патрiархи, пророки и праведники сразу узнаютъ Того, Кого они ждали и о Комъ пророчествовали. Сатана одинъ пытается противостоять Пришедшему. Гремитъ сотрясающiй преисподню голосъ: "Поднимите врата верхи ваша и поднимитесь двери вѣчныя, и войдетъ Царь Славы" (Пс. 23, ст. 7). Пророки Давидъ и Исаiя ликуютъ, узнавая въ голосѣ свои пророчества о побѣдѣ надъ смертью, адомъ и о воскресенiи мертвыхъ. Уничтоженный и смятенный сатана спрашиваетъ: "Кто сей Царь Славы"? (Пс. 23, 8) и Давидъ отвѣчаетъ: "Господь Крѣпкiй и Сильный, Господь силъ, Онъ — Царь Славы" (Пс. 23, 8-10). При этихъ словахъ появляется Спаситель, простираетъ десницу всѣмъ, съ вѣрою ожидавшимъ Его. Господь простираетъ руку Адаму и прочимъ и выводитъ ихъ изъ преисподней при всеобщемъ ликованiи. Архангелъ Михаилъ отверзаетъ освобожденнымъ рай". (Тишендорфъ. Апокрифическiя евангелiя).

Это дивное, радостное и, вмѣстѣ съ тѣмъ, страшное событiе также нашло сөбѣ отраженiе въ богослуженiи Великой Субботы. Для иллюстрацiи сего приведемъ вторую стихиру на стиховнѣ на вечерни Ве-ликаго Пятка) вечерня относится къ службѣ слѣдующаго дня):

"Егда во гробѣ новѣ за всѣхъ положенъ былъ еси, Избавителю всѣхъ, адъ всесмѣхливый (надъ всѣмъ смѣющiйся), видѣвъ тя ужасеся, заклепы сломишася, сокрушишася врата, гробы отверзошася, мертвiи возсташа, когда Адамъ, благодарственно радуяся, врпiяше Тебѣ: Слава снисхожденiю Твоему, Чөловѣколюбче".

Но, начнемъ, истолковательно, вынужденно краткое, изложенiе послѣдованiя утрени Великой Субботы.

Послѣ обычнаго начала, шестопсалмiя и мирной ектенiи поются тропари : " Благообразный Iосифъ...", "Егда снизшелъ еси .. ." и "Мироносицамъ женамъ ..." Въ этихъ тропаряхъ выраженъ основной смыслъ Великой Субботы: животворное пребыванiө Христа Спасителя плотiю во гробѣ, славноө сошествiе Его въ адъ и нетлѣнiе Его пречистаго Тѣла. Смерть, фактически, уже побѣждена. Небо, ликуя, принимаетъ души благоразумнаго разбойника, а за нимъ Адама и Еву со всѣми ветхозавѣтными праведниками, но, на землѣ продолжаетъ пребыванiе во гробѣ бездыханное Тѣло Божественнаго Мертвеца. Вокругъ него плачъ и стенанiе.

Это состоянiе Церковь выражаетъ пѣнiемъ "Непорочныхъ" и перемежаетъ такъ называемыми "Похвалами". "Непорочны" — это 17-ая кафизма или псаломъ 118-й, тотъ именно псаломъ, который, по общему преданiю Церкви, воспѣлъ Христосъ съ учениками Своими, слѣдуя въ Гефсиманiю послѣ Тайной Вечери, какъ бы Самъ Себя отпѣвая.

Поэтому, "Непорочны", только безъ "Похвалъ", поются на отпѣванiи каждаго православнаго христiанина. Долго длится пѣнiе "Непорочныхъ" передъ св. Плащаницей. Затѣмъ, духовенство уходитъ въ алтарь и, послѣ чтенiя 50-го псалма, который, по тому же преданiю, былъ любимымъ псалмомъ св. апостоловъ, начинается пѣнiө и чтенiе канона, о духовной глубинѣ котораго говорилось выше. Хочется привести хоть одну первую пѣснь его, которая сама за себя скажетъ, какая это дивная глубина и красота!

Даемъ ее въ русскомъ переводѣ профессора Ловягана:

Пѣснь I. — Ирмосъ.

Волной морской Покрывшаго въ древности преслѣдовавшаго мучителя, дѣти спасенныхъ сокрыли подъ землей; но мы, какъ отроковицы, воспоемъ Господу: ибо Онъ торжественно прославился.

Тропари.

1.   Господи Боже мой! Отходное пѣнiе и надгробную пѣснь воспою Тебѣ, погребенiемъ Своимъ отверзшему мнѣ входы жизни и смертiю смерть и адъ умертвившему.

2.  Небесныя и преисподнiя (существа), видя Тебя, Спаситель мой, горѣ на престолѣ и долу во гробѣ (колебались, содрогались) отъ смерти Твоей; ибо непостижимо оказался Ты мертвымъ, Первоначальникъ жизни.

3.   Дабы исполнить  (наполнить) все славою Твоею, Ты нисшелъ въ преисподнiя мѣста земли: ибо не скрылось отъ Тебя мое въ лицѣ Адама существо, и бывъ погребенъ, Ты обновляешь меня растлѣннаго, Человѣколюбче.

Въ концѣ канона и на хвалительныхъ стихирахъ уже прорываются пасхальные напѣвы. Пасха уже заключена въ Великой Субботѣ, какъ плодъ въ материнскомъ чревѣ.

Но, погребенiе Божественнаго Мертвеца продолжается далѣе. При пѣнiи заупокойнаго "Святый Боже. .." св. Плащаница торжественно обносится вокругь храма и снова полагается посреди церкви, знаменуя перенесенiе Христа Iосифомъ въ живоносный гробъ.

Надъ Плащаницей читается знаменитое пророчество Iезекiиля о воскресенiи мертвыхъ, за которымъ слѣдуетъ прокименъ:

"Воскресни, Господи Воже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогихъ Твоихъ до конца".

Далѣе, слѣдуетъ апостольское чтенiе о необходимости достойно встрѣтить Пасху, войти на брачный пиръ въ свѣтлой надеждѣ, очищенной постомъ и покаянiемъ.

Апостольское чтенiе покрывается громогласнымъ аллилуарiемъ:

"Да воскреснегъ Богъ и расточатся врази Его, и да бѣжатъ оть Лица Его ненавидящiе Его ..."

Это тѣ самыө побѣдно-заклинательные стихи, которыми начинается Свѣтлая Заутреня. Власть тьмы кончается. Сатана уже не господинъ даже въ преисподней. Заря воскресенiя загорается.

Надъ Плащаницей жө читается краткое евангелiе отъ Матфея: "во утрiй день, иже есть по пятцѣ ...", въ которомъ повѣствуется о послѣднихъ усилiяхъ враговъ Христа при помощи кустодiи (стражи) и печати, помѣшать Его грядущей славѣ. И бываетъ цѣлованiе св. Плащаницы, при пѣнiи дивной стихиры: "Прiидите ублажимъ Iосифа приснопамятнаго ..."

Послѣ обычныхъ часовъ начинается литургiя Василiя Великаго, предшествуемая вечерней, которая въ прежнiя времена начиналась уже, заходящу солнцу. Въ серединѣ ея вся церковь и священнослужители переоблачаются во весь свѣтлѣйшiй чинъ, какъ бы преображаются. И литургiя кончается уже совсѣмъ по пасхальному.

Такъ грустно, что на этой замѣчательной литургiи, равно какъ и на литургiи пасхальной теперь бываетъ немного богомольцевъ.

Закончимъ наше повѣствованiе молитвеннымъ восклицанiемъ изъ службы Великой Субботы:

"Воскресни, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во вѣки"!

Архiепископъ Серафимъ

к оглавлению

в начало

Copyright by Orthodox Digest  1959

Сайт управляется системой uCoz