Издание Русской Православной Зарубежной Церкви |
|
Внимание: если Ваш компьютер не читает некоторые буквы петровской азбуки, на заглавной странице есть объяснение и помощь. | |
СВЯТОЙ АПОЛЛОНIЙ Сенаторъ Римскiй ( Память 18-го апрѣля ) Имя св. Аполлонiя, хотя въ настоящее время и не находится въ нашихъ календарныхъ святцахъ, но было издревле извѣстно Церкви Xристовой. 0 немъ, какъ о мученикѣ, говоритъ знаменитый историкъ Евсевiй, его называегь святымъ мученикомъ въ своемъ мартирологѣ блаженный Iеронимъ. Св. Аполлонiй былъ римскимъ сенаторомъ и жилъ во времена имп. Коммода, жена Коммода Марцiя была какъ извѣстно христiанкой, и потому этотъ императоръ, прославленный жестокостью, къ христiанамъ относился сравнительно снисходительно и общихъ гоненiй на христiанъ при немъ не происходило. Но христiанство и въ такiя относительно спокойныя времена все же оставалось въ древнемъ Римѣ "религiей недозволенной", и если кого-либо формально обвиняли въ принадлежности къ христiанству, долженъ былъ или отречься отъ своей вѣры или подвергнуться смерти. Въ 185 г. одинъ изъ клiентовъ Аполлонiя, облагодѣтельствованный имъ, совершенно очевидно наущаемый дiаволомъ, возненавидѣлъ своего покровителя и формально донесъ на него префекту императорской гвардiи Перенiю, который счелъ себя вынужденнымъ привлечь св. Аполлонiя на судъ и предать его смерти. До недавняго времени на этомъ исчерпывались всѣ свѣдѣнiя о жизни и страданiи св. Аполлонiя. Но около полустолѣтiя тому назадъ ученые мехитаристы (католическiе монахи, занимающiеся древностями Востока) нашли въ Венецiи рядъ древнихъ армянскихъ документовъ и среди нихъ оказалась приводимая запись суда надъ св. Аполлонiемъ, очевидно сдѣланная стенографически какимъ-либо свидѣтелемъ христiаниномъ. Слова св. Аполлонiя при этомъ боговдохновенно глубоки и сильны. Даже маловѣрные и невѣрные историки должны были въ свое время признать духовную высоту этого древнехристiанскаго документа. Извѣстный Гарнакъ назвалъ слова св. Аполлонiя "благородиѣйшей апологiей христiанской вѣры, какая только дошла до насъ отъ древности". Изъ словъ св. Аполлонiя мы виднмъ, какъ въ то давнее, время побѣждала въ человѣческихъ сердцахъ христiанская вѣра, видимъ, какъ ярко торжествуетъ осуждаемый на смерть христiанинъ надъ своими судьями. Это святое свидѣтельство Xристовой истины полезно вспомнить въ настоящее время, тѣмъ болѣе, что оно осталось сравнительно очень мало извѣстнымъ въ русскомъ церковномъ обществѣ. +++ Порснiй префектъ приказалъ привести его въ сенатъ и сказалъ ему: "Аполлонiй, почему ты противишься непобѣдимымъ законамъ и повелѣнiю императора, и почему ты отказываешься принести жертву богамъ". Аполлонiй сказалъ: "Потому что я христiанинъ и боюсь Бога, сотворившаго небо и землю, и не приношу жертву бездушнымъ идоламъ". Префектъ сказалъ: "Но ты долженъ бы раскаяться въ такомъ настроенiи вслѣдствiе императорскихъ указовъ и поклясться въ томъ фортуною божественнаго Коммода". Аполлонiй отвѣчалъ: "Выслушай внимательно мой отвѣтъ: тотъ кто раскаивается въ добрыхъ и справедливыхъ дѣлахъ, въ дѣйствительности нечестивъ и не имѣетъ надежды. Но кто раскаивается въ незаконныхъ дѣлахъ и въ злыхъ мысляхъ и уже не возвращается къ нимъ, тотъ любитъ Бога и имѣеть упованiе. Я твердо рѣшилъ соблюдать прекрасную и славную заповѣдь Божiю, которую Онъ преподалъ намъ чрезъ Господа Xриста, знающаго мысли людей и видящаго все, что дѣлается какъ открыто, такъ и втайнѣ. Лучше всего не клясться совсѣмъ, но всегда жить въ мирѣ и истинѣ, ибо истина есть великая клятва и потому худо н нечестиво клясться Xристомъ. Но такъ какъ изъ-за лжи существуеть невѣрiе, а изъ-за невѣрiя существуетъ клятва, то я свободно поклянусь въ истинѣ истиннымъ Богомъ, что мы любимъ также и императора и возносимъ молитвы за его величество". Префекгь сказалъ: "Иди же и иринеси жертву Аполлону и другимъ богамъ, а также и изображенiю императора". Аполлонiй сказалъ: "Что каса-тся перемѣны моего намѣренiя и клятвы, то я уже далъ отвѣтъ, а что касается жертвъ, то мы христiане приносимъ безкровную Жертву Богу, Господу неба и земли и моря и всего живого за одаренные душою разумные образы (т. е. за людей), которые назначены Провидѣнiемъ Божiимъ управлять вссленной. Посему согласно съ ученiемъ Божiимъ мы молимся Тому, Кто обитаетъ на небесахъ и есть единый истинный Богъ, чтобы власти право правили на этой землѣ, потому что мы съ несомнѣнностью знаемъ, что самодержавный Коммодъ поставленъ императоромъ ни кѣмъ другимъ, какъ только тѣмъ единымъ Царемъ — Богомъ, Который содержитъ все въ Своей рукѣ". Префектъ сказалъ: "Ты призванъ сюда не для того, чтобы толковать о философiи. Я даю тебѣ день сроку для размышленiй о твоихъ дѣлахъ и для обсужденiя вопроса о твоей жизни". И онъ приказалъ взять его въ темницу. Поелѣ трехъ дней онъ приказалъ привести его къ себѣ и сказалъ ему: "Къ какому рѣшенiю ты пришелъ?". Аполлонiй отвѣчалъ: "Я вѣренъ и буду вѣренъ поклоненiю Богу, какъ сказалъ раньше". Префектъ сказалъ: "Въ силу опредѣленiя Сената я увѣщеваю тебя раскаяться и принести жертву богамъ, которымъ вся земля приноситъ поклоненiе и жертвы, потому что гораздо лучше для тебя жить среди насъ, чѣмъ умереть жалкою смертью. Ты, мнѣ думается, незнакомъ съ этимъ опредѣленiемъ Сената". Аполлонiй сказалъ: " Я знаю опредѣленiя Всемогущаго Бога и вѣренъ и останусь вѣрнымъ поклоненiю Ему и не боготворю идоловъ, сдѣланныхъ руками человѣческими изъ серебра, золота и дерева, такъ какъ они не ходятъ и не слышатъ, потому что они суть дѣло рукъ человѣческихъ и не знаютъ истиннаго богопочитанiя. Но я научился покланяться Богу небесъ и преклоняться только предъ Тѣмъ, Кто вдохнулъ дыханiе жизни во всѣхъ людей и постоянно даетъ жизнь всему. Я не унижусь и не повергну себя въ бездну, потому что великое безчестiе падать ницъ предъ ничтожными тварями и было бы низкимъ раболѣпствомъ боготворить то, что не стоитъ того: люди грѣшатъ, боготворя такiя вещи. Глупцы были тѣ, кто изобрѣли ихъ, н еще болѣе неразумны тѣ, кто боготворятъ и чтутъ ихъ. Египтяне по своему неразумiю боготворятъ луковицы, афиняне до сего времени боготворятъ сдѣланную изъ мѣди голову вола и называютъ ее "счастьемъ Афинъ". Они также поставили въ хорошо извѣстномъ мѣстѣ статуи Зевса и Геркулеса, чтобы молиться имъ. Однако въ какомъ отношенiи они лучше высушенной глины или обожженнаго черепка. Они имѣюгь глаза, но не видятъ, имѣютъ уши, но не слышатъ, имѣютъ руки, и не берутъ, имѣютъ ноги, и не ходятъ, потому что простая форма не даетъ истиннаго бытiя. Думаю я, что и Сократъ только смѣялся надъ афинянами, когда клялся илатаномъ, собакой и сухимъ деревомъ. Поклоняясь идоламъ, люди прежде всего грѣшатъ противъ самихъ себя. Затѣмъ они грѣшатъ противъ Бога, Котораго отвергаютъ, потому что отрицаютъ истину. Египтяне называютъ богами лукъ. порей и плоды, которыми мы питаемся, и которые входятъ въ желудокъ и афедрономъ выбрасываются въ навозную кучу. И ихъ то они обоготворили. Кромѣ того они обоготворили также голубя, рыбу, собаку, камень и волка, обоготворили также вымыслы собственнаго воображенiя. Но люди грѣшатъ также и когда они боготворятъ людей или ангеловъ или демоновъ, называя ихъ богами". Префектъ отвѣчалъ: "Ты наговолилъ много философiи и доставилъ намъ, удовольствiе. Но развѣ ты не знаешь, что по опредѣленiю Сената совсѣмъ не iюлагается быть христiанамъ". 1) Аполлонiй отвѣчалъ: "Да, но человѣческое рѣшенiе Сената не можетъ отмѣнить опредѣленiе Божiе. Ибо поскольку люди легкомысленно ненавидятъ и убиваютъ тѣхъ, кто дѣлаетъ добро, постольку во многихъ отношенiяхъ эти люди отстоятъ далеко отъ Бога. Знай, что Богь опредѣлилъ смерть и гюслѣ смерти судъ для всѣхъ: для царей и бѣдняковъ, для правителей и рабовъ, для философовъ и простецовъ. Но есть различiе смрети оть смерти. Посему ученики Xристовы ежедневно умираютъ, распиная свои желанiя и умерщвляя ихъ согласно съ божественными Писанiями. И мы не принимаемъ никакого участiя въ нескромныхъ желанiяхъ, не допускаемъ ни нечистыхъ зрѣлищъ, ни прелюбодѣйныхъ взглядовъ, ни ушей слушающихъ зло, дабы этимъ не уязвить наши души. Ибо, когда мы живемъ, мы живемъ для Бога и терпимъ мученiя за Него, чтобы намъ бѣдственно не потерпѣть вѣчной смерти. Кромѣ того мы не скорбимъ, когда отъ насъ берутъ наше имѣнiе, потому что мы знаемъ, что и въ жизни и въ смерти нринадлежимъ нашему Богу. Человѣкъ все равно долженъ умереть: горячка или иная болѣзнь могутъ убить человѣка. Если ты осудишь меня на смерть, я могъ предположить, что все равно умеръ бы отъ какой-нибудь болѣзни". Префектъ сказалъ: "Итакъ, ты настаиваешь на смерти". Аполлонiй отвѣчалъ: "Нѣтъ, я желаю жить во Xристѣ, но не боюсь смерти, изъ-за того, что люблю жизнь. Ибо нѣтъ ничего болѣе достойнаго почитанiя, какъ жизнь вѣчная, которая для души, ведшей здѣсь благородную жизнь, есть матерь безсмертiя и блаженства". Префектъ сказалъ: "Я не понимаю, что ты говоришь". Аполлонiй сказалъ: "Что же мнѣ дѣлать съ тобою? Слово Божiе какъ свѣтъ даетъ видѣнiе глазамъ и озаряетъ сердца". Философъ (присутствовавшiй на судѣ) сказалъ: "Аполлонiй, ты дѣлаешь себя предметомъ насмѣшекъ, потому что ты заблудился, хотя воображаешь, что изрекаешь глубокiя истины". Аполлонiй сказалъ: " Я научился молиться, но не издѣваться. Однако, твое лицемѣрiе доказываетъ слѣпоту твоего сердца, потому что только для глупцовъ истина кажется смѣшной". Сановникъ (одинъ изъ присутствовавшихъ сенаторовъ) сказалъ : "Объясни мнѣ хорошенько, что ты разумѣешь". Аполлонiй отвѣчалъ: "Богъ Слово, Искупитель душъ и тѣлесъ вочеловѣчился въ Iудеѣ, исполнилъ всю правду и преславно былъ наполненъ Божественною мудростъю. Онъ проповѣдалъ истинную религiю, которая была пристойна сынамъ человѣческимъ, чтобы подавить начала грѣха. Ибо Онъ училъ людей удерживать свой гнѣвъ, умѣрять свои страстныя влеченiя, обуздывать похоти, отгонять скорбь, быть сострадательными, поддерживать человѣколюбiе, отвергать суетность, устранять мщенiе, не быть взыскательными къ другимъ, презирать смерть, терпѣливо относиться къ несправвдливымъ, повиноваться законамъ Божiимъ, чтить правителей, вѣрить въ безсмертiе души, которое въ Богѣ, ожидать суда по смерти, надѣяться по воскресенiи на награду, которой Богъ сподобитъ благочестивыхъ. — Все это Онъ училъ словомъ и дѣломъ съ великимъ постоянствомъ, и будучи сначала одобряемъ всѣми за совершенныя Имъ благодѣянiя, Онъ былъ наконецъ преданъ смерти, подобно тому, какъ многiе философы и праведники были предаваемы смерти раньше Его. Ибо неправедные ненавидятъ праведныхъ. Какъ и Божественное Писанiе говоритъ: "свяжемъ праведника, ибо онъ оскорбленiе для насъ (Исаiя 3, 10) 2). Но одинъ изъ греческихъ мудрецовъ (Платонъ въ "Республикѣ" II, 361 и дал.) также сказалъ: "Праведннкъ пострадаетъ и будетъ оплеванъ и распятъ". Подобно тому, какъ афиняне, руководимые чернью, произнесли и издали несправедливый приговоръ надъ Сократомъ, такъ равнымъ образомъ неправедные произнесли приговоръ смерти и надъ Xристомъ, потому что неправедные позавидовали Ему, какъ они завидовали пророкамъ, которые жили раьше Его и предсказывали о томъ, что Онъ придетъ, будетъ дѣлать добро всѣмъ людямъ и убѣждать людей почитать Бога — Отца и Творца всѣхъ вещей. Въ Него — въ Слово мы вѣруемъ и передъ Нимъ поклоняемся, ибо отъ Него мы узнали правила благочестiя, прежде невѣдомыя намъ, и отселѣ мы не будемъ блуждать, но ведемъ жизнь благочестивую и уповаемъ на будущую жизнь". Префектъ сказалъ: "Я думалъ, что ты за ночь перемѣнилъ свое мнѣнiе" Аполлонiй сказалъ: "А я ожидалъ, что твои мысли измѣнятся за ночь, что глаза твоего духа будуть открыты моими отвѣтами, что твое сердце принесетъ плодъ, и ты поклонишься Богу, Творцу всего, и будешь возносить молитвы твои къ Нему постоянно посредствомъ состраданiя. Ибо состраданiе оказываемое людьми людямъ, есть безкровная жертва и свята предъ Богомъ". Префектъ сказалъ: "Я хотѣлъ освободить тебя, но не могу сдѣлать этого вслѣдствiе опредѣленiя Сен-та. Однако я произнесу мягкiй приговоръ".3) И онъ приказалъ обезглавить его мечемъ. Аполлонiй сказалъ: "Благодарю Бога моего за твой приговоръ". И палачи вывели его вонъ и обезглавили его, между тѣмъ какъ онъ продолжалъ славословить Отца, Сына и Св. Духа, Которымъ слава во вѣки. Аминь. 1) Примѣчанiе: Xристiанство въ Римской имперiи до 26I-го года, до перваго эдикта о вѣротерпимости, изданнаго императоромъ Галиеномъ. именовалось Religio illicita — недозвоiенная религiя, и Сенатъ, обращаясь къ христiанамъ, указалъ: "non licet esse vos'' — "васъ не должно быть".
2) Примѣчанiе: Такъ стоитъ въ пророчествѣ Исаiи по переводу 70-ти и по церковно-славяiнскому тексту: "свяжемъ праведна, яко непотребенъ намъ есть". По iудейскому же масоретскому тексту, принятому и въ нашей русской Библiи здѣсь: "скажите праведному, что благо ему". Святый мучвникъ Аполлонiй конечно употребляетъ церколный текстъ 70-ти.
3) Примѣчанiе: Префектъ могъ предать св. Аполлонiя пыткамъ, могъ бросить его на растерзанiе звѣрямъ. Въ сравненiи съ этимъ онъ и называетъ усѣченiе мечемъ "мягкимъ приговоромъ".
|
|
Copyright by Orthodox Digest 1959 |