Издание Русской Православной Зарубежной Церкви |
|
Внимание: если Ваш компьютер не читает некоторые буквы петровской азбуки, на заглавной странице есть объяснение и помощь. | |
О БРАКАXЪ СЪ ИНОСЛАВНЫМИ Прот. С. Щукинъ
В нашемъ разсѣянiи все увеличивается количеетво браковъ православныхъ съ инославными, т. е. съ католiiкамн, протестантами и т. п. Причiной этого является не только наше пребыванiе въ неправославной странѣ, но и недостаточное пониманiе самого вопроса. У мало-церковныхъ людей нашего времени распространилось мнѣнiе, что браки съ лицами другихъ христiанскихъ исповѣданiй вполнѣ допустимы, поскольку мы ВСЕ христiане. Съ другой стороньi: такое мнѣнiе какъ-будто нодтверждалось тѣмъ, что въ дороволюцiонное время Русская Церковь разрѣшала браки съ инославными. Однако намъ надо познакомиться съ исторiей этого вопроса, чтобы подойти къ нему съ чисто православной точки зрѣнiя. Въ древности, въ первые вѣка христiанства Церковь относиласъ совершенно отрицательно къ бракамъ съ не членами Единой Вселенской Церкви, потому что въ то время граница между "вѣрными" и еретиками была вполне очевидна: тотъ, кто не состоялъ въ числѣ вѣрныхъ, былъ внѣ Церкви и отношенiе къ нему было "какъ къ язычнику и мытарю", а поэтому смѣшанные браки Церковь не благословляла. Такой взглядъ нашелъ себѣ выраженiе въ рядѣ постановлонiй Вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ. Такъ напр., 72-ое правило 6-го Всел. Соб. говоритъ: "Недостоинь мужу Православному съ женою еретическою соединяться бракомъ, ни православной женѣ сочетаваться съ мужемъ еретикомъ. Если же будетъ обнаружено что-либо подобное, сдѣланное кѣмъ-либо: бракъ почитать не твердымъ и беззаконное сожительство расторгать. Ибо но подобаетъ смѣшиватъ несмѣшиваемое, ни соединять съ овцою волка, и съ частью Xристовою жребiй грѣшниковъ. Если же кто постановленное нами преступитъ: да будетъ отлученъ". Впрочемъ было одно исключенiе, когда христiанамъ позволялось вступатъ въ бракъ съ инославными: когда послѣднiе давали обѣщанiе перейти въ православную вѣру. Объ этомъ говоритъ 14-е правилр 4-го Всел. Собора: "Не позволоно соединяться бракомъ съ еретикомъ, развѣ только въ такомъ случаѣ, когда лицо, сочетавающееся съ православнымъ лицомъ, обѣщаетъ перейти въ православную в ѣ р у " . (См. также правило 31 Лаодикiйскаго Собора). Въ древней Руси, до Петра I совершенно не допускались браки ни съ "латынянами", т. е. католиками, ни съ лицами "лютеровой вѣры", и такое положенiе считалось чѣмъ-то само собой разумѣющимся. Единственной возможностью для брака былъ переходъ инославнаго лица въ Православiе. Послѣ реформъ Петра I въ Россiю стало прiѣзжать много иностранцевъ, такъ что въ Петербургѣ и въ другихъ городахъ возникъ вопросъ о вступленiи въ бракъ съ ними. Подъ давленiемъ свѣтской власти, которая была заинтересована въ закрѣпленiи иностранцевъ въ Россiи, Святѣйшiй Синодъ разрѣшилъ браки православныхъ "съ лицами иностранныхъ исповѣданiй". Фактически подъ этими лицами подразумѣвались католики, лютеране и реформаты (пресвитерiане), которые были распространены въ то время въ Зап. Европѣ. Поэтому такiя разрѣшенiя не распространялись позже на еретиковъ-рацiоналистовъ, какъ напр. на штундистовъ, молоканъ и баптистовъ, появившихся въ Россiи только въ XIX вѣкѣ). *) Въ практикѣ Русской Церкви "обѣщанiе перехода въ Православiе" формально не требовалось, но выражалось въ слѣдующемъ: 1) вѣнчанiе всегда производилось по православному обряду; 2) православному супругу всегда внушалось, что его нравственнымъ долгомъ являөтся переводъ, инославнаго супруга въ Православiе; и 3) вмѣнялосъ въ обязанность крестить детей въ православную вѣру (въ чемъ иногда бралась формальная подписка). Двухвѣковое примѣненiе этого допущенiя*) въ значительной мѣрѣ оправдало надежды Русской Церкви. Господствовавшая въ Россiи Православная вѣра такъ сильно воздѣйствовала на смѣшанныя семьи, что въ большинствѣ случаевъ инославные супруги начинали посѣщать православныя богослуженiя и въ концѣ концовъ переходили въ православiе, дѣти же ихъ всегда воспитывались православными. Къ тому же надо имѣть ввиду, что количество смѣшанныхъ браковъ въ прежней Россiи было сравнительно мало и что они заключалисъ главнымъ образомь среди высшихъ классовъ, наименѣе церковныхъ, а въ народной массѣ смѣшанные браки являлись весъма рѣдкими исключенiями. Въ этомъ отношенiи русское крестъянство и отчасти среднiе классы крѣпко хранили традицiи допетровской Руси. Совсѣмъ иначе складываются условiя духовной жизнi для смѣшанной семьи заграницей. Будучи окружены иновѣрной средой, часто оторванные отъ православнаго прихода, православные отцы или матери нигдѣ не находятъ поддержки для своей вѣры. Если другой супругъ или его родные ревностно сохраняютъ свото религiю. то шансы на обращенiе ихъ въ Православiе ничтожны; напротивъ. въ зтихъ условiяхъ православная сторона можетъ сама втянуться въ другуго вѣру, или же совершенно поторять свого религiозность. А если нѣтъ надежды на переходъ другого супруга въ Православiе, то вся семья обрекается на постоянную религiозную двойственность, которая крайне вредно отражается на религiозномъ воспитанiи дѣтей. Къ сожалѣнiю, наши православные русскiе люди недостаточно понимаютъ всю опасность смѣшанныхъ браков. Эмигрантская обстановка неизбѣжно толкаетъ русоких юношей и дѣвушекъ на неосмотрiтелыiые браки съ неправославными, благодаря которымъ они рискуютъ, потерей не только своего нацiональнаго лица, но и своей вѣры. Кромѣ того въ такихъ бракахъ и дѣти не могутъ быть воспитаны въ православномъ духѣ. Но чаще всего забываютъ о томъ, что главная опасность, угрожающая супругамъ разнаго вѣроисповѣданiя, это неудача и разрушенiе самого брака . На этой реальной угрозѣ нробходимо остановиться подробнѣе. Въ наше шатающееся и безрелигiозное время многiе совсемъ забываютъ о том, въ чемъ заключается подлинный христiанскiй бракъ. Xодячiя мнѣнiя и религiозное равнодушие до такой степени опошлили само понятiе о бракѣ, что рѣдко кто взвѣшиваетъ всѣ условiя. необходимыя для нормалънаго брака. Создается иллюзiя. что если есть взаимное чувство, то больше ничег не тррбуртся — все остальное явится само собой. Между тѣмъ. бракъ настолько важный жизненный шагъ, что необходимо прежде взвѣсить цѣлый рядъ другихъ обстоятельствъ. Въ старой Россiи, даже при бракахъ между русскими православными старались по возможности избѣгать "неравныхъ браковъ", т. е. такихъ, въ которыхъ женихъ и нрвѣста отличались другъ отъ друга возрастомъ, или образованiемъ, или соцiальным происхожденiемъ и т. п. Требовалось по возможности сходство интересовъ, воспитанiя и внутренняго настроенiя брачущихся, чтобы бракъ могъ быть здоровымъ и прочнымъ. Теперь же, когда все эти обстоятельства не принимаются во вниманiе, браки оказываются весьма недолговѣчными, а количество разводовъ среди жителей Америки растеть съ катастрофической быстротой. Сейчасъ считается, что разность въ вѣроисповѣданiяхъ не является препятствiемъ для брака и что люди, возражающiе противъ этогоь являются узкими и отсталыми. Но въ то же врсмя американская статистика показываотъ, что разница религiозныхъ убѣжденiй имѣетъ очень большое значенiе при поводахъ къ разводу. И насъ это не должно удивлятъ, если мы подумаемъ, какiя цѣли поставлены Богомъ для христiанскаго брака. Бракъ между лицами разной вѣры — это даже болѣе чѣмъ неравный бракъ, это неудачная попытка построить семью на такомъ фундаментѣ, въ которомъ съ самаго начала имѣется опасная трещина, готовая постоянно превратиться въ зiяющую пропасть. Поэтому нельзя удивляться, что въ условiяхъ эмиграцiи Православная Церковъ (равно какъ и другiя исновѣданiя) рѣшительно возражаетъ противъ браковъ съ инославными. Православная Церковь такъ опредѣлястъ сущность брака: "Бракъ есть таинство, въ которомъ . . . благословляется супружескiй союзъ, во образъ духовнагъ союза Xриста съ ЦерковЬю, и испрашивается благодать чистаго единодушiя, къ благословенному рожденiю и христiанскому воспитанию дѣтей" (Пространн. христiанскiй катихизисъ). Подчеркнутыя нами мѣста являются основами христiанскаго брака, но если мы внимательно ихъ разсмотримъ, то придемъ къ выводу, что безъ принадлежности мужа и жены къ одному вѣроисповѣданiю эти цѣли не могуть быть достигнуты. Мы видимъ, что отъ брака прежде всего требуется, чтобы онъ на самомъ дѣлѣ являлся духовнымъ союзомъ, во образъ Xриста и Церкви. Ап. Павелъ, говоря о бракѣ, пишетъ: "Мужья, любите своихъ жен, какъ и Xристосъ возлюбилъ Церковь .. . Ибо никто никогда не имѣлъ ненависти къ своей плоти, но питаетъ и грѣетъ ее, какъ и Господь Церковь .. .Тайна сля велика: я говорю по отношенiю ко Xристу и къ Церкви". (Ефес. 5, 25, 29, 32). Итакъ, апостолъ разсматриваетъ христiанскiй бракъ не какъ простое сожительство мужчины и женщины, а какъ нѣкоторый духовный союзъ, благословляемый Богомъ и стоящiй значительно выше брака физическаго, свойственнаго язычникамъ, и невѣрующимъ. Xристiанство ставитъ передъ мужемъ и женой болѣе духовныя цѣли, иначе это не будетъ христiанскiй бракъ. Вспомнимъ слова Спасителя къ Самарянкѣ: "Правду ти сказала, что у тебя нѣтъ мужа: ибо у тебя было пятъ мужей, и тотъ котораго нынѣ имѣешь, не мужъ тебѣ". (Iн.IV, 17-18). Это показываеть, что съ духовной точки зрѣнiя не всякiй бракъ есть бракъ христiанскiй; онъ становится христiанскимъ лишь тогда, когда заключается для опредѣленныхъ, Богомъ установленныхъ цѣлей. Теперъ спросимъ себя: можегь ли существовать это таинственное единство между мужемъ и женою въ бракѣ, если мужъ и жена ходятъ въ разныя церкви, причащаются по разному, исповѣдуютъ вѣру каждый по своему? Намъ могутъ отвѣтить, что все же оба супруга христiане; но мы должны помнить, что въ концѣ концовъ "христiанства нѣтъ безъ Церкви" и что въ семейной жизни настоящее духовное единство супруговъ возможно только въ единой Церкви, въ условiяхъ общей нераздѣленной вѣры, при молитвѣ Богу "едиными устами и единымъ сердцемъ". Вторая цѣль христiанскаго брака — "чистое единодушiе", т. е. полное согласiе въ мысляхъ, чувствахъ и дѣлахъ, то внутреннее единетво всей жизни супруговъ, про которую можно сказать, что они живутъ "душа въ душу". Въ православномъ чинѣ вѣнчанiя это хорошо выражено въ молитвахъ священника, въ которыхъ испрашивается у Бога "единодушiе душь и тѣлесъ", соединенiе ихъ "въ единомудрiи" и сохраненiе "въ мирѣ и единомыслiи". Можетъ ли такое одинодушiе и единомыслiе быть достигнуто, если вѣра обоихъ супруговъ разнится и догматически, и практически — т. е. въ области повседнсвнаго исполненiя уставовъ и обычаевъ церковныхъ? Возьмемъ такой простой случай, какъ выполненiе постовъ или говѣнiя. Благодаря разнымъ правиламъ поста католикъ можетъ есть молочную пищу, а православный отъ нее отказываетея; протестантъ же вообще не имѣетъ никакого уставного поста. Тоже самое и при говѣнiи: православный супругъ долженъ говѣть каждый постъ, католики могутъ причащаться часто и безъ особой подготовки, кромѣ исповѣди, а протестанты не признаютъ вообще никакого говѣнiя. Какое же единодушiе можетъ существовать у разновѣрныхъ супруговъ въ эти важнѣйшiе моменты ихъ религiозной жизни? Такой же самый разладъ будетъ происходить въ смѣшанныхъ семьяхъ при празднованiи главнѣйшихъ христiанскихъ праздниковъ — Рождества Xристова, С. Пасхи и Троицы. Изъ-за расхожденiй въ стиляхъ и въ пасхалiяхъ они должны совершатъся въ разное время, такъ какъ нельзя предположить, что они могутъ праздноваться дважды — для одного и для другого супруга. Конечно, въ наше время молодежь настолько заражена равнодушiемъ къ церковнымъ предписанiямъ, что для молодыхъ супруговъ оти "мелкiе" различiя кажутся немогущими помѣшать ихъ любви и "взаимному уваженiю къ вѣрѣ другого". Возможно, что въ первые мѣсяцы и годы брака вѣроисповѣдныя расхожденiя будутъ мало ощущаться. Но чѣмъ дальше будетъ идти время, чѣмъ болѣе будутъ опредѣляться характеры и убѣжденiя супруговъ, тѣмъ труднѣе имъ будетъ осуществлять свое внутреннее единство. Ихъ религiозная жизнь, не занимавшая много мѣста въ молодости, съ годами обычно усиливается и тогда религiозное разномыслiе мужа и жены будет, ощущаться болѣе болѣзненно. Ихъ внутренняя духовная жизнь будетъ все болѣе и болѣе обособлятьея, пока каждый изъ нихъ не почувствуетъ, что дороги ихъ разошлись въ самомъ главномъ. Третья цѣль христiанскаго брака — христiанское воспитанiе дѣтей. Святой Iоаннъ Златоустъ пишетъ: "Образовать сврдца дѣтей въ добродѣтели и благочестiи — священный долгъ родителей, который, нельзя преступить, не сдѣлавшись виновнымъ въ нѣкоторого рода дѣтоубiйствѣ..." Но какъ можно воспитать дѣтей въ вѣрѣ и благочестiи. осли родители понимаютъ эту вѣру по разному и не могутъ быть едннодушными ни на словахъ, ни въ образѣ своей христiанской жизни? Воспитанiе ребенка должно состоять не въ прiобщенiи его къ какому-то общему безхребетному христiанству, а въ опредѣленiи его членомъ яснаго вѣроисповѣданiя, давая ему конкретныя формы богопочитанiя, молитвы, общественнаго богослуженiя и т. д. Трудности религiознаго воспитанiя начинаются въ смѣшаныомъ бракѣ съ момента рожденiя ребенка. Католическая церковь всегда настаиваетъ, чтобы въ семьѣ, гдѣ одинъ изъ супруговъ католикъ, дѣти должны быть тоже католиками. Родственники каждаго изъ супруговъ, iiринадлежащiе также къ разнымъ вѣроисиовѣданiямъ, стремятся быть воспрiемниками ребенка, но ни православная Церковь, ни католицизмъ не доiiускають къ этому инославныхъ. Но если ребенокъ будетъ крещенъ въ вѣрѣ одного изъ родителей, то какъ можетъ другой участвовать въ его религiозномъ воспитанiи? Ему приходится или совсѣмъ устраниться отъ воспитанiя, или постоянно входить въ столкновенiя съ другой стороной по вопросамъ вѣры и жизни. Вполнѣ понятно, что такое расхожденiе родителей вносить въ душу дѣтей сомнѣнiя и двойственность. Нельзя поэтому удивляться, что въ смѣшанныхъ семьяхъ дѣти вырастаютъ или маловѣрующими, илж совсѣмъ безъ всякихъ религiозныхъ убѣжденiй — они не видятъ въ семьѣ опредѣленнаго и добраго примѣра въ лицѣ своихъ родителей. Въ православной семьѣ всѣ эти вопросы разрѣшаются легко и просто: дѣти крестятся въ вѣру ихъ родiтелей, посѣщаютъ ихъ церковь и воспитываются въ духѣ ея ученiя. Въ смѣшанномъ бракѣ все это вызываегь разногласiя и тяжелыя конфликты между супругами, угрожающими иногда самому существованiю семьи. Одни утверждаютъ, что дѣти должны воспитываться въ вѣрѣ матери, другiе не согласны съ этимъ. Но воспитывать дѣтей сразу въ двухъ вѣрахъ не представляется возможнымъ, а потому всякое рѣшенiе вопроса болѣзненно отражается на взаимоотношенiяхъ какъ супруговъ, такъ и родителей и дѣтей. Въ поискахъ выхода, недавно одна семья въ Соед. Штатахъ, состоящая изъ православнаго и католички, рѣшили эту проблему тѣмъ, что крестили ребенка . . . въ англиканской церкви! Возникаетъ вопросъ: кто же изъ родителей будетъ руководить религiознымъ воспитанiемъ ребенка? Американскiе соцiологи всегда подчеркиваютъ, что въ каждый бракъ вовлекаются не только женихъ и невѣста, но и ближайшiе родственники съ обѣихъ сторонъ. При смѣшанномъ бракѣ отношенiя съ этими родственникамн также осложняются. Кого изъ нихъ и когда навѣщатъ? Итти ли къ нимъ въ субботу вечеромъ или пойти ко всенощной? Кого изъ нихъ пригласить на православную Пасху? Праздновать ли день рожденiя ребенка или, но православному, день именинъ? Обычно въ смѣшанныхъ семьяхъ не получается твердаго и послѣдовательнаго соблюденiя церковныхъ и бытовыхъ традицiй, а поэтому и дѣти вырастаютъ безъ опредѣленныхъ и обязательныхъ взглядовъ. Мало кто задумывается и надъ тѣмъ, что даже смерть одного изъ супруговъ не прекращаеть ихъ постояннаго церковнаго раздѣленiя. Православный супругъ послѣ смерти своего инославнаго супруга не имѣетъ возможности ни похоронить его по православному обряду, ни помянуть его на литургiи, даже не имѣетъ права отслужить по немъ панихиду. Дажө столь естественное желанiе супруговъ быть похороненными на одномъ кладбищѣ не можетъ осуществиться, такъ какъ ни православные, ни католики не разрѣшаютъ погребенiя инославныхъ на своихъ кладбищахъ ... Вопросъ о смѣшанныхъ бракахъ становится сейчасъ одной изъ острыхъ проблемъ въ Америкѣ. Разныя религiи начинаютъ вести борьбу со смѣшанными браками, на-примѣръ, протестантскiя церкви пришли къ сознанiю, что смѣшанные браки отрицательно влiяютъ на семейную духовную жизнь. Статистика Соединенныхъ Штатовъ С. А. показываетъ, что число разводовъ при смѣшанныхъ протестантско-католическихъ бракахъ въ три раза выше, чѣмъ среди протестантскихъ. Объ этомъ начинаютъ писать и свѣтскiе авторы: недавно вышла солидная книга о смѣшанныхъ бракахъ — Джемсъ Боссардъ и Елеаноръ Стоккесъ Боллъ "Уанъ Мэрриджъ То Фаизъ", — гдѣ разсматриваются тѣ трудности, которыя возникаютъ въ смѣшанныхъ семьяхъ. Православныө юноши и дѣвушки, для которыхъ Церковь не есть только то учрежденiе, куда надо обращаться при вѣнчанiи и крещенiи, должны особенно задуматься надъ тѣмъ, можно ли построить настоящiй христiанскiй бракъ съ иновѣрнымъ супругомъ. Даже если они вѣрятъ въ то, что они смогутъ сохранить одинство между собой, то они не должны забыть о дѣтяхъ и ихъ религiозномъ воспитанiи. Велика отвѣтственность христiанскихъ родителей за души ихъ дѣтей, а потому весьма важно съ самого ранняго возраста создать для ребенка здоровую православную атмосферу, безъ всякихъ раздвоенiй и компромиссовъ. Но можно ли этого достичь въ семьѣ, страдающей двоевѣрiемъ? И будеть ли это тотъ полноцѣыный христiанскiй бракъ, къ которому призываетъ насъ Православная Церковь? Нѣтъ ничего удивительнаго въ томъ, что наша Церковъ, въ лице ея архипастырей, пастырей въ эмиграцiи, отрицательно относится къ смѣшаннымъ бракамъ. Здѣсь мы должны видѣть не узость взглядовъ, не "оторванность отъ жизни", какъ думаетъ молодежь, а отеческую заботу о своихъ пасомыхъ и о новомъ поколѣнiи церковныхъ членовъ, которые могутъ вырастать только въ здоровыхъ православныхъ семьяхъ, идущихъ прямыми путями, подъ духовнымъ руководствомъ Святой Православной Церкви.
Протоiерей С. Щукинъ
*) Извѣстно, напримѣръ, что указами Св. Синода отъ 18 авг. 1821 г. и оть 28 февр. 1858 г. браки съ чiенами этихъ враждебно настроенньиъ къ Православiю сектъ до-пускаiиоь тоiько послѣ принятiя ими Православiя. **) Это разрѣшенiе Русской Церковью браковъ съ инославными являлось толъко допущенiөмъ видно изъ того, что въ нѣкоторыхъ, болѣе серьезныхъ случаяхъ такiе браки разрѣшались. Такими случаями являлиоь: 1) брак членовъ Царскаго Дома съ иностранкой, каковой могъ состояться лишь послѣ принятiя ею Православiя; 2) лица, свстоящiя въ бракѣ съ инославной не допускались къ посвященiю въ дуювный санъ.
|
|
Copyright by Orthodox Digest 1959 |