Издание Русской Православной Зарубежной Церкви |
|
Внимание: если Ваш компьютер не читает некоторые буквы петровской азбуки, на заглавной странице есть объяснение и помощь. | |
ЗАМѢТКИ Православнаго Обозрѣнiя
ВИЗИТЪ XРУЩЕВА Изъ всѣхъ мнѣнiй и сужденiй о Xрущевѣ, которыя теиерь занимаютъ передовицы всѣхъ журналовъ и газетъ Западнаго полушарiя для насъ самымъ существеннымъ показалось мнѣнiе англiйскаго журналиста Патрика Одоннавана изъ редакцiи газеты Обсерверъ (Обозрѣватель). Послѣднiй пишiетъ: "Теперь уже необходимо напряженное усилiе совѣсти и воли, чтобы продолжать смотрѣть на Xрущева, какъ на убiйцу и неисправимаго послѣдователя Антихриста". Мы позволимъ себѣ сдѣлать неболыпую, но очень важную поправку въ этой мысли, а именно: теперь уже необходимо быть очень преданнымъ Xристу и быть истиннымъ чадомъ Церкви Xристовой, чтобы продолжать видѣть Xрущева въ его настоящемъ свѣтѣ, какъ убiйцу и богоборца". Вся поѣздка его была попущенiемъ Божiимъ, экзаменомъ для христiанской совѣсти западныхъ христiанъ, и къ сожалѣнiю, очень многiе, многiе этого экзамена не выдержали. Антихристiанская сущьность этого представителя коммунизма съ его дешевыми, пустыми обѣщанiями мира, его обольстительнымъ умѣнiемъ найти часто грубо-откровенный отвѣтъ, безъ всякой дипломатiи, отъ которой по настоящему усталъ весь мiръ, померкла, отошла на третiй планъ въ глазахъ всѣхъ слушателей, а это вся Америка, и уступила мѣсто въ сердцахъ американцевъ сначала удивленiю, перешедшему скоро въ симпатiю. Xрущевъ обольстилъ Америку. Онъ не далъ никакой мысли, никакого обѣщанiя, въ которое можно серьезно вѣрить, онъ никого ни въ чемъ не убѣдилъ, но онъ психологически одержалъ побѣду, то что мы лучше всего выразимъ, если скажемъ, что онъ прельстилъ, обольстилъ американскiй народъ. Обольщенiе это сила, влiянiе которое трудно оцѣнить и измѣрить. Сила эта дйѣствуетъ на наши чувства и производить эмоцiональныя переживанiя. Иногда обольщенiе можетъ быть очень кратковременнымъ и неглубокимъ психическимъ заболѣванiемъ, но иногда оно можетъ быть роковымъ, тяжелымъ ударомъ, измѣняющимъ всю структуру мышленiя. Недалекое будущее покажетъ намъ истинный результатъ этого посѣщенiя. Вся отвѣтственность ложится на Айзенхауэра и его совѣтниковъ, которые допустили, позволили обольщать американскiй народъ и такъ уже съ очень слабыми нервами и который всегда, какъ и всякiй народъ, является евангельскимъ малымъ симъ, котораго надо въ особенности правителямъ, умѣть оберегать отъ искушенiй и хранить отъ обольщенiй.
ВЪ ЗАЩИТУ ГОЛУБЕЙ Въ мѣстной газетѣ города Монреаля отъ 22-го августа сего года появиласъ замѣтка подъ заглавiемъ "Одинъ ученый требуетъ уничтожать голубей". По словамъ журнала нѣкiй ученый докторъ по имени Честеръ В. Эммонсъ, завѣдующiй микологiей въ департаментѣ народнаго института здравоохраненiя въ городѣ Батсесда утверждаетъ, что пометъ голубей является идеальнымъ разсадникомъ инфекцiонныхъ заболѣванiй дыхательныхъ органовъ. Отъ 50-ти до 60-ти американцевъ ежегодно умирають отъ менингита, непосредственно переходящаго на свои жертвы отъ помета голубей. Продолжая дальше свою статистику ученый врачъ приводитъ другiе цифры, по которымъ якобы во всемъ мiрѣ страдаютъ отъ всѣхъ видовъ легочныхъ болѣзней миллiоны людей, и все по винѣ тѣхъ же голубей. Пишущiй эти строки въ свое время проходилъ и закончилъ курсы почтовыхъ голубей во Францiи въ городѣ Греноблѣ, гдѣ при саперномъ полку была особая школа этого древняго искусства, при которой проходили курсы сотни солдатъ французской армiи, откомандированныхъ изъ своихъ полковъ. Въ общемъ цѣлыми днями мы всѣ пребывали въ этомъ голубиномъ царствѣ и не запомнился ни одинъ случай вышеуказанныхъ заболѣванiй. Быть капраломъ голубиной почты совсѣмъ не является ученой степенью, съ которой можно было бы вступить въ споръ съ проф. Эммонсомъ, но этотъ скромный чинъ причастенъ статистикѣ, съ которой считается вся современная наука. Въ городѣ Венецiи сотни тысячъ голубей и, если они были бы разсадниками такихъ болѣзней, то навѣрно давно бы уже медицинскiя власти этого города замѣтили бы, что городъ ихъ насчитываетъ совершенно исключительное количество легочныхъ больныхъ, а тѣмъ временемъ по всему мiру распространился бы слухъ, что городъ Венецiя также отличается этими болѣзнями, какъ Средняя Азiя — чумой, прибрежная часть Бразилiи —желтой лихорадкой, а Африка мухой це-це. Однако ничего подобнаго мы никогда о Венецiи не слыхали, несмотря на то, что ежегодно тамъ кромѣ жителей, дышащихъ можно сказать, всегда голубиными испаренiями, проѣзжаютъ десятки тысячъ туристовъ со всего свѣта. Кромѣ того насъ православныхъ оскорбило, когда проф. Эммансъ назвалъ голубей нечистой птицей. Онъ употребилъ для этого англiйское выраженiе дерти бердъ, что буквально значитъ грязная птица, но имѣетъ фактически болѣе глубокiй смыслъ какъ нечистая птица или даже поганая птица, въ смыслѣ своихъ злокачественныхъ влiянiй, какъ въ наши дни напримѣръ принято говорить о чистой атомной бомбѣ и о грязной, послѣдней — какъ о бомбѣ съ смертоносной радiоактивностью. Господь Богь Духъ Святый благоволилъ намъ явить себя въ видѣ голубя. Создатель знаетъ Свою тварь и мы не можемъ повѣрить, что эта птица — образъ кротости и любви, символъ мира и примиренiя вдругъ сдѣлалась разсадникомъ инфекцiй. Цѣлыми тысячелѣтiями человѣчество питало къ голубю самыя нѣжныя чувства и, если бы голубь былъ бы причиной такихъ бѣдствiй, къ нему бы и люди постепенно измѣнили бы свое отношенiе. Человѣчество во всей своей полнотѣ, въ своей соборности вырабатываетъ безошибочно правильныя отношенiя ко всѣмъ явленiямъ природы, къ вещамъ и къ животному мiру. Какъ мы не можемъ безъ внутренняго извѣстнаго содроганiя и осторожности быть вблизи кобры, такъ мы никогда безъ умиленiя не сможемъ взирать на ягненка, на птенцовъ и на голубя. Православный русскiй народъ съ особымъ страхомъ Божiимъ относится къ хлѣбу, который будучи образомъ Пречистаго Тѣла Xристова, является для насъ святыней. Православный человѣкъ не можетъ пройти безразлично, если увидитъ на землѣ хлѣбъ; онъ непремѣнно подниметъ его, поцѣлуетъ и положитъ на какое нибудь возвышенное мѣсто, чтобы никто больше не попиралъ его ногами. Такое же отношенiе у православныхъ и къ голубямъ, которыхъ въ день Богоявленiя выпускаютъ изъ клѣтокъ на свободу и никогда ни одному православному человѣку не придетъ на умъ голубей употреблять въ пищу. Такое отношенiе къ хлѣбу и къ голубямъ не является плодомъ какой нибудь туманной мистики или невѣжества, но есть выраженiе глубокой духовной культуры близости къ тайнамъ Божiяго мiрозданiя, тонкимъ даромъ различiя духовъ, ощущенiя дыханiя Божiей благодати въ природѣ. Правоелавная душа съ большой чуткостью, тонкостыо и любовью относится вообще ко всему, что ее окружаетъ, и если къ хлѣбу и голубю она выработала болѣе бережное отношенiе, то это только потому что хлѣбъ и голубь являются величайшими символами драгоцѣннѣйшихъ истинъ въ Православной Церкви. Намъ могутъ отвѣтить на всѣ наши доводы, что наличiе научныхъ данныхъ не можетъ быть опровергнуто, но во всемъ этомъ выпадѣ противъ голубей мы очень боимся, что есть еще совсѣмъ другая причина чисто мистическаго характера. Надо сказать, что, несмотря на всѣ научныя достиженiя, мы живемъ въ вѣкъ самаго невѣроятнаго суевѣрiя. Теперь совсѣмъ не диковина увидѣть профессора самыхъ точныхъ наукъ съ огромнымъ на рукѣ перстнемъ, на которомъ изображены знаки египетской, китайской, вавилонской каббалы самаго темнаго мракобѣсiя. Можно встрѣтить напримѣръ профессора химiи, который въ частной своей жизни ведетъ себя какъ настоящiй алхимикъ средневѣковья и насъ нисколько не удивитъ, если въ одинъ прекрасный день какой нибудь ученый въ своихъ оптическихъ изысканiяхъ найдеть, что самый вредный объектъ для человѣческаго зрѣнiя это перекрещивающiяся линiи и начнетъ ратовать передъ властями объ изданiи закона противъ всѣхъ видовъ крестовъ, которые можно будетъ имѣть только въ частныхъ домахъ. Бѣдный человѣкъ! Ты существо тѣлесно-духовное по существу своему религiозное, и если ты не захочошь вѣрить въ Бога. такъ ты непремѣнно повѣришь въ черную кошку, въ кошачiй хвостъ, въ кофейную гущу, затѣмъ въ каббалу и въ самаго дiавола. Нейтральнымъ самимъ собой ты никогда не будешъ, какъ этого хотѣлъ Гитлеръ, закончившiй свою жизнь въ неистовой одержимости. Пока есть время выбирай. В. Рославлевъ .
" БЛАЖЕНЪ , ИЖЕ И СКОТЫ МИЛУЕТЪ ".
Это выраженiе, вошедшее въ поговорку среди русскаго народа, имѣетъ своимъ источникомъ одно изъ поученiй ветхозавѣтной книги Притчей Соломоновыхъ. Въ главѣ XII, стихъ 10 мы читаемъ: "Праведникъ милуетъ души скотовъ своихъ, утробы же нечестивыхъ немилостивы". Подъ словомъ "скотъ" понимается въ Библiи прежде всего домашнiй, рабочiй скотъ, имѣвшiй такое большое значенiе въ жизни еврейскаго народа. Въ болѣе широкомъ смыслѣ это можно распространить, особенно для христiанъ, и на всѣ живыя творенiя Божiя, особенно если мы вспомнимъ слова ап. Павла: "Ибо знаемъ, что вся тварь совокупно стенаеть и мучается донынѣ" (Римл. VIII, 22). Это страданiе твари есть. конечно, послѣдствiе грѣха, господствующаго въ мiрѣ черезъ нечестiе людей.
"ЛОЖЬ КОНЬ В0 СПАСЕНIЕ" Къ сожалѣнiю, эта фраза изъ славянской псалтири (Псаломъ XXXII, ст. 17), даетъ основанiе нѣкоторымъ православнымъ предлолагать, что "ложь" иногда бываетъ "во спасенiе". Все это происходитъ отъ неправильнаго пониманiя славянской фразы. Если же мы найдемъ это же мѣсто въ русскомъ переводѣ, да еще прибавимъ предыдущiй стихъ 16-й, то прочтемъ слѣдующее: "Не спасается царь множествомъ воинства; исполина не защититъ великая сила. НЕНАДЕЖЕНЪ конь для спасенiя, не избавитъ великою силою своею . . . Душа наша уповаетъ на Господа: Онъ помощь наша и защита наша". Слѣдовательно, славянское слово "ложь" обозначаетъ въ этой фразѣ прилагательное: ненадеженъ, невѣренъ.
|
|
Copyright by Orthodox Digest 1959 |