итоги.
1 го МАРТА 1881 года, — ровно сто лѣтъ тому назадъ, — былъ убить русскiй царь Александръ II, сынъ императора Николая I и дѣдъ царямученика Государя императора Николая II. Русскiй народъ назвалъ Александра II царемъОсвободителемъ, и онъ вошелъ въ исторiю Россiи съ этимъ славнымъ титуломъ, потому что онъ положилъ конецъ крѣпостному праву, освободилъ славянъ отъ турецкаго ига и, можетъ быть, самое главное, оставилъ Россiи Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи, полностью вдохновленный Святымъ Евангелiемъ. Тутъ надо сказать, что къ тому времени, если прочитать старые журналы, какъ — «Душеполезное Чтенiе», «Кормчiй», «Миссiонерскiй Сборникъ», и многiе другiе чисто мѣстнаго епархiальнаго характера, то по ихъ содержанiю можно увидѣть какой чудесной жизнью жила вся Православная Русская Церковь. Изъ сотенъ городовъ, деревень и сель непрекращающимся потокомъ поступали въ эти редакцiи отъ священниковъ описанiя отдѣльныхъ случаевъ чудесь Промысла Божiя надъ русскимъ народомъ. Такой высокiй уровень духовной жизни органически требовалъ оцерковленiя всего государства. И Господь вдохновляетъ Александра II черезъ Сводъ Законовъ вложить свою имперiю въ рамки Церкви Христовой предѣльно, сколько это возможно здѣсь на землѣ. Достигнута, можно сказать, максимальная норма «экумене», ничего общаго не имѣющая съ безравличнымъ ко Христу современнымъ экуменизмомъ. Благочестивые византiйскiе императоры подъ этимъ словомъ подразумѣвали свою имперiю почти что какъ видимое тѣло Церкви Христовой въ ея апостольской миссiонерской дѣятельности на землѣ. Съ расширенiемъ границъ имперiи расширялась жизнь Церкви и простиралась на все новыя и новыя земли... Какъ императоръ, какъ мiрской владыка Земли Русской, Александръ II совершилъ все, что требовалось бтъ лравославнаго русскаго царя. Народу оставалось въ этихъ спасительныхъ рамкахъ православнаго законодательства удерживающаго зло, мирно, тихо и свободно совершать свое послѣдовательное вѣчное спасенiе.
Но русскiй народъ не выдержалъ такого высокаго идеала и часть его аристократiи и большинство интеллигенцiи возсiтала духовнымъ, общественнымъ, а затѣмъ и политическимъ бунтомъ на царя, на Церковь, на самую Россiю. Съ Запада приходить къ этимъ бунтовщикамъ поддержка и матерiальныя средства... Царя убиваютъ за данную имъ свободу, за христiанскiй Законъ, за воцерковленiе всего государственнаго аппарата. Не проходить и 40 лѣтъ, убиваютъ и его внука, царямученика, Николая II, возглавившего величественное шествiе миллiоновъ новомучениковъ россiйскихъ. Убиваютъ трехъ русскихъ императоровъ — Павла I, Александра II и Николая II, за одно и то же стремленiе сроднить органически свою имперiю съ Церковью Христовой. Каждый изъ нихъ осуществлялъ эту высокую мысль по данному ему отъ Бога таланту и умѣнiю. Отъ сего времени отнять отъ всей земли миръ, повсюду неспокойствiе, душевное смятенiе, бунты. Повернулась еще одна важнѣйшая страница Священнаго Писанiя; человѣчество вступило въ его послѣднюю пророческую книгу Апокалипсиса. Закончилась благодатная константиновская эпоха государственнаго управленiя духомъ и ученiемъ св. Евангелiя. Мы вошли въ эпоху начала Конца. Все теперь будетъ совершаться явно и очевидно по буквѣ Откровенiя. Только имѣть бы намъ уши, чтобы слышать, и очи, чтобы видѣть. Таковы итоги Русской Революцiи для всего мiра.
И вотъ въ такое смятенное время Русская Православная Зарубежная Церковь готовится къ самому великому событiю изъ всего ея шестидесятилѣтняго пребыванiя заграницей — къ прославленiю всѣхъ своихъ россiйскихъ новомучениковъ. Это прославленiе переходить границы Русской Церкви, и обращено ко всѣмъ помѣстнымъ православнымъ церквамъ, потому что святые мученики принадлежать всей Вселенской Церкви Христовой. Наше соборное прославленiе фактически ставитъ все на свое мѣсто, конкретно, четко, безкомпромиссно: съ одной стороны святые мученики, съ другой мучители, и нѣтъ между ними ничего связывающего, хоть въ самой незначительной степени соединяющей нити. Два противоположныхъ полюса, бѣлое и черное, какъ масло съ водой не соединяющiеся; нѣтъ полутоновъ переходящихъ незамѣтно отъ бѣлаго къ черному. Тутъ или съ бѣлымъ, или съ чернымъ: выборъ долженъ быть простой, рѣшительный и мужественный въ наше время шаткой совѣсти. Сильно надо задуматься многимъ iерархамъ помѣстныхъ православныхъ церквей, когда ихъ приглашають на всевозможный торжества совѣтской московской патрiархiи. Вѣдь среди новомучениковъ россiйскихъ сотни архiереевъ, тысячи священниковъ и буквально десятки тысячъ монаховъ и мiрянъ пролили свою кровь только потому, что не захотѣли пойти по стопамъ, измѣнившаго Церкви Христовой, митрополита Сергiя, который подписалъ извѣстную Декларацiю съ богоборческимъ совѣтскимъ правительствомъ. Послѣ Сергiя былъ Алексiй, а теперь — здравствующiй Пименъ, но время ничего не измѣнило. Они всѣ идуть путемъ Декларацiи, рука объ руку съ атеистамикоммунистами. А тѣмъ временемъ, по свидѣтельотву Откровенiя, «когда Агнецъ снялъ пятую печать, я увидѣлъ подъ жертвенникомъ души убiенныхъ за слово Божiе и за свидѣтельство, которое они имѣли... И возопили они громкимъ голосомъ, говоря: доколѣ, Владыко Святый, не судишь и не мстишь живущимъ на землѣ за кровь нашу»? (Отар. 6, 910). Да, Господь будетъ судить, судить и наказывать гонителей и мучителей, а съ ними и ихъ спутниковъ, единомышленниковъ и сослужителей. Потому, что Господь всегда вѣренъ Самъ Себѣ, и Истина никогда не измѣняется ни отъ времени, ни отъ обстоятельствъ.
Можеть быть, не суждено будетъ еще до Второго Пришествiя Господа собраться настоящему, полноцѣнному, истинному, послѣднему Православному Восьмому Вселенскому Собору, на которомъ, безъ участiя въ немъ архiереевъ экуменистовъ, архiереевъ отъ коммунистовъ будутъ подвергнуты суду всѣ отступники и модернисты. Тогда это преславное величественное прославленiе новомучениковъ россiйскихъ будетъ однимъ изъ послѣднихъ актовъ Церкви Христовой на землѣ. Самъ духъ времени говорить намъ объ этомъ. А если, какъ мы часто слышимъ, замышляютъ теперь собрать Вселенскiй Восьмой Соборъ съ представителями всѣхъ почти помѣстныхъ православныхъ Церквей, порабощенныхъ, въ той или иной формѣ, богоборческими властями, то это будетъ не Соборъ, а, какъ это назвалъ праведный отецъ архимандрить Iустинъ Поповичъ, «апокалипггическiй ужасъ», отъ котораго да избавить насъ Господь.
+ Архiеп. Виталiй.
|
|
Copyright by Orthodox Observer |