М. Новоселовъ Письма къ друзьямъ. 1925 г. Письмо девятое.
2 декабря 1923 г. День св. пр. Аввакума.
Дорогiе друзья мои! Я обѣщалъ познакомить васъ съ мыслями еп. Игнатiя Брянчанинова, извлеченными мною изъ его писемъ (Эти письма не вошли въ собранiе его сочивенiй.) къ разнымъ лицамъ. Исполняю обѣщанное.
Мысли эти я расположилъ въ извѣстномъ порядкѣ, по темамъ. Но иногда трудно бываетъ выдѣлить изъ даннаго отрывка мысли, относящiяся къ одному какомунибудь предмету, и въ такомъ случаѣ неизбѣжно смѣшенiе темъ. Я не хочу привносить ничего своего въ мысли автора, чтобы сохранять въ цѣлости его индивидуальность, сквозящую въ каждомъ словѣ: мнѣ принадлежитъ только порядокъ распредѣленiя этихъ мыслей.
Состоянiе современнаго еп. Игнатiю, общества и народа.
«Что это значитъ? Вѣетъ отъ мiра какоюто пустынею, или потому, что я самъ живу въ пустынѣ, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось отъ Слова Божiя, получаетъ характеръ пустыни».
«Изъ выходящихъ въ свѣтъ сочиненiй видно, что все образованное общество во всѣхъ сословiяхъ приняло новое направленiе, долженствующее имѣть соотвѣтствующiе себѣ результаты».
«Московскiе журналы открыли войну противъ монашества. Они называютъ его анахронизмомъ. Надо бы говорить откровеннѣе, и сказать, что христiанство становится анахронизмомъ. Смотря на современный прогрессъ, нельзя не сознаться, что онъ во всѣхъ началахъ своихъ противорѣчить христiанству, и вступаетъ .въ отношенiя къ нему самыя враждебныя».
«Напечатанное въ «Домашней Бесѣдѣ», что нѣкiй мусье обѣщалъ сынку своему, ребенку, что къ времени вступленiя его въ супружество поповъ не будетъ, произносится многими мусье».
«Печальное современное религiозное и нравственное направленiе народа. Въ теченiе трехлѣтняго пребыванiя нашего въ Бабаевскомъ монастырѣ это несчастное настроенiе подвинулось гигантскими шагами впередъ».
«...Предсказанное въ Писанiи совершается: охлажденiе къ вѣрѣ объяло и нашъ народъ, и всѣ страны, въ которыхъ доселѣ держалось православiе».
«Времена, чѣмъ дальше, тѣмъ тяжелѣе. Христiанство, какъ Духъ, непримѣтнымъ образомъ для суетящейся и служащей мiру толпы, очень примѣтнымъ образомъ для внимающихъ себѣ, удаляется из среды человѣчества, предоставляя его паденiю его. Сущiй въ Iудеи, да бѣжитъ въ горы».
Отступленiе отъ христiанства и Церкви.
«Положенiе Церкви и христiанства самое горестное, горестное повсемѣстно».
«Переживаемъ трудное время въ духовномъ отношенiи. За сто лѣтъ до насъ, св. Тихонъ говорилъ: «Нынѣ почти нѣтъ истиннаго благочестiя, а одно лицемѣрство». Пороки зрѣютъ отъ времени. Нынѣ лицемѣрство достигло до неимовѣрной наглости и безстыдства. Опытность духовная дорого дается».
«Проехалъ я довольно пространства, видѣлъ людей набожныхъ посреди мiра и въ монастыряхъ. Эти люди нынѣ крайне рѣдки, и то съ весьма малымъ знанiемъ, а иные со смѣшанными понятiями Оскудѣло истинное духовное знанiе».
«Скудныя вѣсти, приходящiя въ нашъ монастырь, о состоянiи христианской вѣры въ Россiи, крайне неутѣшительны. Съ одной стороны, расколъ, съ другой, — рѣшительное отступничество. Общая безнравственность приготовляеть отступничество въ огромныхъ размѣрахъ. Спасаяй, да спасаетъ свою душу! Нынѣшнимъ подвижникамъ предоставленъ путь скорбей, внѣшнихъ и внутреннихъ, какъ самый благонадежный».
«Очевидно, что отступленiе отъ вѣры православной всеобщее въ народѣ. Кто открытый безбожникъ, кто деистъ, кто протестантъ, кто индифферентистъ, кто раскольникъ. Этой язвѣ нѣтъ ни врачеванiя, ни исцѣленiя».
«Отступленiе начало совершаться съ нѣкотораго времени очень быстро, свободно и открыто. Послѣдствiя должны быть самыя скорбныя. Воля Божiя да будетъ! Милость Божiя да покроетъ насъГ»
«Время наше — время тяжелое для истинныхъ христiанъ по всеобщему охлажденiю народа и къ вѣрѣ и благочестiю... Совершается предрѣченiе Писанiя объ отступленiи отъ христiанства народовъ, перешедшихъ къ христiанству отъ язычества».
«Отступничество предсказано со всею ясностью Святымъ Писанiемъ и служитъ свидѣтельствомъ того, сколько вѣрно и истинно все.сказанное въ Писанiи».
«Дѣло православной вѣры можно признавать приближающимся къ рѣшительной развязкѣ... Одна особенная милость Божiя можетъ остановить нравственную, всегубящую эпидемiю, остановить на нѣкоторое время, потому что надо же исполниться предрѣченному Писанiемъ».
Состоянiе Церкви и христианства.
«Какое время! Для поддержанiя Церкви нужно быть во главѣ управленiя свѣтскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираема человѣками».
Впрочемъ, св. Афанасiй Великiй говоритъ, что одиимъ изъ признаковъ приблизившагося пришествiя антихриста будетъ переходъ церковнаго управленiя изъ рукъ архипастырей въ руки свѣтскихъ сановниковъ. Признакъ очень вѣрный! Это не можетъ состояться иначе, какъ при утратѣ духовенствомъ своего существеннаго духовнаго знанiя, своей энергiи, порождаемой рѣшительнымъ отрѣченiемъ отъ мiра. Справедливо замѣтилъ графъ,*) что чиновничествомъ уничтожено въ Церкви существенное значенiе iерархiи уничтожена связь между пастырями и паствою, а мiролюбiе, ненасытное стремленiе къ суетнымъ почестямъ, къ накопленiю капиталовъ — уничтожило въ пастыряхъ христiанъ, оставило въ нихъ лишь презрѣнныхъ, ненавистныхъ полицейскихъ».
«Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодатные, а плотское мудрованiе способно только повреждать и разрушать, хотя оно въ гордости и слѣпотѣ своей мечтаетъ и провозглашаетъ о созиданiи».
Судя по духу времени и по броженiю умовъ, должно полагать, что зданiе Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Нѣкому остановить и противостать. Предпринимаемыя мѣры для поддержки заимствуются изъ стихiй мiра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденiе ее, нежели остановятъ. Опять скажу: буди воля Божiя! Что посѣютъ, то и пожнутъ! Что посѣяли, то и жнутьГ Послѣднее можно сказать о духовныхъ журналахъ и о преподаванiи закона Божiя».
Духовенство, духовное руководство и мiряне.
«Нынѣ очень трудно найти истиннаго слугу Божiя, хотя по наружности никакое время не изобиловало такъ въ слугахъ Божiихъ, какъ изобилуетъ наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Солун. V, 3). Есть много вѣдущихъ Бога и угодныхъ Богу по свидѣтельству человѣческому, но трудно найти засвидѣтельствованнаго Богомъ Боговѣдца и Богочтеца. Свидѣтельство Божiе ясно, какъ солнце, но мiръ слѣпъ и потому не видитъ свидѣтельства Божiя; не видя свидѣтельства Божiя, онъ замѣняетъ свидѣтельство Божiе свидѣтельствомъ своимъ и мнитъ удовлетворяться».
«Не отъ кого ожидать возстановленiя христiанства! Сосуды Святаго Духа изсякли окончательно повсюду, даже въ монастыряхъ, этихъ сокровищницахъ благочестiя и благодати, а дѣло Духа Божiя можетъ быть поддерживаемо и возстановляемо только Его орудiями. Милосердное долготерпѣнiе Божiе длитъ время и отсрочиваетъ рѣшительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тѣмъ, гнiющее и почти согнившее достнгаетъ полноты тлѣнiя. Спасающiеся должны понимать это и пользоваться временемъ, даннымъ для спасеиiя, «яко время сокращеное есть», и отъ всякаго изъ насъ переходъ въ вѣчность недалекъ».
«Время страшное! Рѣшительно оскудѣли живые органы Божественной благодати; въ облаченiи ихъ явились волки: обманывають и губятъ овецъ. Это понять необходимо, но понимаютъ немногiе».
«Весьма благоразумно дѣлаешь, что не сводишь близкаго знакомства ни съ однимъ духовнымъ лицомъ: такое знакомство можетъ очень легко послужить ко вреду, и весьма, рѣдко къ пользѣ. Совѣтуйся съ книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовскаго и Георгiя Затворника, а изъ древнихъ — Златоуста, говоря духовнику грѣхи свои — и только. Люди нашего вѣка, въ рясѣ ли они, или во фракѣ, прежде всего вкушаютъ осторожность».
«Когда свящ. Красноцвѣтовъ издалъ «Исторiю Новаго Завъта», въ которой говорилось, что Божiя Матерь по рожденiи Богочеловѣка перестала быть Дѣвою, и множество подобныхъ хулъ, то многiе изъ петербургскаго духовенства ужасно разсердились на меня за то, что я въ Сергiевой пустынѣ остановилъ эту книгу и препроводилъ ее къ высшему начальству».
«Волки, облеченные въ овечью шкуру, являются и познаются отъ дѣлъ и плодовъ своихъ. Тяжело видѣть, кому ввѣрены, или кому попались въ руки овцы Христовы, кому предоставлено ихъ руководство и спасенiе. Но это — попущенiе Божiе. Сущiе во Iудеи, да бѣжатъ въ горы».
«Знакомство съ пр. И. показало и тебѣ и мнѣ положенiе Церкви. Въ высшихъ пастыряхъ ея осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное пониманiе по буквѣ, убивающей духовную жизнь въ христiанскомъ обществѣ, уничтожающей христiанство, которое есть дѣло, а не буква. И, откровеннѣе другихъ — только. Искать ни въ комъ нечего. Должно бѣжать въ горы — въ положенiя изолированныя».
Современное монашество и монастыри.
«Положенiе монастырей въ Россiи въ нравственномъ и духовномъ отношенiяхъ самое бѣдственное. За сто лѣтъ до насъ святитель Тихонъ сказалъ, что истинное благочестiе почти исчезло, а замѣнено оно лицемѣрствомъ для обмана людей съ цѣлью вещественной выгоды. Надо понимать духъ времени и не признавать прежнiя пристанища, потому что они наиболѣе превратились въ гибельные смуты и пропасти».
«Въ наше время монастыри находятся въ ужаснѣйшемъ подоженiи, и многiе хорошiе люди, вступивъ въ нихъ безъ должнаго приготовленiя, разстроились и погибли».
«На монастыри плоха надежда: они внутри выпрѣли и уничтожились, ихъ еще поддерживаетъ рука Божiя ради нѣсколькихъ благонамѣреиныхъ иноковъ, какъ обѣтовано было Богомъ пощадить Содомъ и Гоморру, если бы нашлось въ нихъ десять праведныхъ людей».
«На монастыри дѣлаютъ нападки извнѣ, но они и внутри себя истдѣли... Чего требовать отъ монастырей, когда мiръ доставляетъ имъ людей испорченныхъ, когда они отовсюду окружены безнравственностью, когда сверху гнететъ ихъ безнравственность Язва которая исцѣляется одною смертью».
«Многiе монастыри изъ пристанищъ для нравственности и благочестiя обратились въ пропасти безнравственности и нечестiя... Мнѣнiе разгоряченное слѣпцовъ, которые все видятъ въ цвѣтущемъ видѣ, не должно имѣть никакого вѣса».
«Нынѣ трудно найти монастырь благоустроенный Г Во многихъ обителяхъ воздвигаются различный зданiя значительныхъ размѣровъ, который дають обители видъ, какъ будто, процвѣтанiя. Но это обманъ для поверхностнаго взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвигъ почти повсемѣстно отвергнуть; самое понятiе о немъ потеряно. Этого мало! Во многихъ обителяхъ совершенно потеряна нравственность. Говорю такъ, имѣя предъ глазами самое печальное зрѣлище — Черноморскую пустыню, — монастырь съ весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенномъ мѣстѣ. Имѣется въ здѣшней епархiи два женскихъ монастыря: въ нихъ нравственность хороша, но тѣлесный трудъ и многопопечительность о вещественномъ уничтожаетъ душевное развитiе». «Положенiе монастырей подобно весеннему снѣгу въ послѣднихъ числахъ марта и первыхъ апрѣля: снаружи снѣгъ, а подъ низомъ повсюду ѣдкая весенняя вода, она съѣстъ этотъ снѣгъ при первой вспомогательной атмосферической перемѣнѣ. Важная примѣта кончины монастыря — повсемѣстное оставленiе внутренняго дѣланiя и удовлетворение себя наружностью напоказъ Весьма часто актерскою наружностью маскируется страшная безнравственность. Истиннымъ монахамъ нѣтъ житiя въ монастыряхъ отъ монаховъ актеровъ. За такое жительство, чуждое внутренняго дѣланiя, этого единаго средства къ общенiю съ Богомъ, человѣки дѣлаются непотребными для Бога, какъ Богъ объявилъ допотопнымъ прогрессистамъ. Однако, Онъ даровалъ имъ 120 лѣтъ на покаянiе».
«Я принадлежу къ ревностнѣйшимъ монахамъ и признаю монашество учрежденiемъ Божественнымъ. Что же дѣлать, когда человѣки передѣлали его посвоему, плотскому мудрованiю въ каррикатуру, и истинное монашество захотѣли замѣнить въ глазахъ челозѣческихъ актерствомъ, мысль о Богѣ и Его вездѣсущiи и совершенствѣ, обозрѣвающемъ все, и глубину сердца оставили въ сторонѣ и забытiи».
«Монашество есть установленiе Божественное, при посредствѣ котораго христiанство достигаетъ своего высшаго развитiя. Въ числѣ правилъ этого Божественнаго установленiя имѣется и то, чтобы вступали въ монашество люди съ истиннымъ произволѣнiсмъ и подвергали это произволѣнiе прежде принятiя обѣтовъ строгому разсматриванiю и испытанiю».
«Лучше выйти изъ монастыря и проводить въ мiрѣ жизнь, соотвѣтствующую своему расположенiю, нежели, живя въ монастырѣ съ враждебнымъ къ нему чувствомъ, проводить жизнь, нисколько не сообразную съ монашескими правилами, чего неминуемымъ послѣдствiемъ обыкновенно бываетъ самый ужасный развратъ».
«Преподобный Нилъ говорить, что непремѣнно подобаетъ монашествующему жить по преданiю святыхъ Отцовъ. Хотя мы и не можемъ сравниться съ Отцами, но непремѣнно должны жительствовать въ ихъ направленiи и стежать съ ними единенiе въ духѣ».
«О монашествѣ я писалъ вамъ, что оно доживаеть въ Россiи, даже повсюду, данный ему срокъ. Возстановленiя не ожидаю... возстановляi ь нѣкому. Для этого нужны мужи духоносные, а нынѣ даже водящихся отчасти писанiями Отцовъ, при объясненiи ихъ душевнымъ разумомъ, каковъ былъ отецъ Макарiй Оптинскiй, нѣтъ.
Въ совремеиномъ монашескомъ обществѣ потеряно правильное понятiе объ умномъ дѣланiи. Даже наружное благочинное поведенiе, какое введено было въ Оптиной пустынѣ отцомъ Леонидомъ и Макарiемъ, почти повсюду оставлено...
Удовлетворительнѣйшее лицо, съ которымъ пришлось встрѣтиться, былъ монахъ Никандръ, просфорникъ Бабаевскаго монастыря — мужъ благодатный. Съ нимъ бесѣдовалъ я въ 1847 году. Онъ достигъ высшаго преуспѣянiя въ умной молитвѣ, проходилъ этотъ подвигъ очень просто, естественно, но былъ во славѣ у человѣковъ.
Прежде умное дѣланiе было очень распространено и между народомъ, еще не подвергшимся влiянiю Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестiя; сила изсякла. Можетъ быть кроется гдѣлибо, какъ величайшая рѣдкость, какойлибо остатокъ прежняго. Безъ истиннаго умнаго дѣланiя монашество есть тѣло безъ души.
О монашествѣ отецъ Никандръ понималъ такъ же, какъ понимаю и я. Называлъ онъ монастыри пристанями, — по назначенiю, данному имъ отъ Бога; говорилъ, что эти пристани обратились въ пучины, въ которыхъ вредятся и гибнуть многiе такiе люди, которые посреди мiра проводили весьма хорошую жизнь... По крайней мѣрѣ въ избранiи монастыря должно быть чрезвычайно осторожнымъ и осмотрительнымъ».
Многiе нынѣ жалуются на монашество, видя или отыскивая въ немъ разные недостатки; но монашество — барометръ, который, стоя въ уединенной комнатѣ, со всѣхъ сторонъ замкнутой, съ точностью показываетъ состоянiе погоды на улицѣ. Старое зданiе должно исправлять съ большой осмотрительностью и знанiемъ дѣла; иначе исправленiе можетъ превратиться въ разрушенiе. Буди воля Божiя!»
«Съ сердечнымъ сожалѣнiемъ смотрю на неминуемое паденiе монашества, что служитъ признакомъ паденiя христiанства. Кто приходить въ монастырь? Люди изъ низшаго класса почти исключительно; почти всѣ приходящiе уже разстроили свою нравственность среди мiра. Нѣтъ условiй въ самомъ народѣ для того, чтобы существованiе монашества продлилось; такъ въ высохшемъ деревѣ нѣтъ условiй, чтобы оно давало листъ и плодъ. Сверхъ того бури извнѣ усиливаются сорвать его съ лица земли».
«Нынѣ не поймешь и не предусмотришь, что надо дѣлать и какъ должно поступить. «Вѣси, что породитъ настоящiй день»^ говоритъ Св. Писанiе. При нынѣшнемъ направленiи умовъ неизвѣстно, долго ли продержатся монастыри, и насколько благонадеженъ приють въ нихъ».
«Монахъ Авель, предсказавшiй взятiе Москвы французами, говорилъ, что наступитъ время, когда монаховъ сгонять въ нѣсколько монастырей, а прочiе монастыри уничтожать. Надо понимать духъ времени и не увлекаться прежними понятiями и впечатлѣнiями, которыхъ въ настоящее время осуществить невозможно. Важность — въ христiанствѣ, а не въ монашествѣ; монашество въ той степени важно, въ какой оно приводитъ къ совершенному христiанству. И самыя церковныя бѣдствiя безъ попущенiя Божiя совершаться не могутъ».
«Такъ назрѣло въ монастыряхъ внутреннее разстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключенiями. Общее нравственное разстройство къ утратѣ вѣры предсказаны въ Св. Писанiи: намъ надо внимать себѣ».
«Въ разговорѣ о монашествѣ то мѣсто, которое измѣнено при печатанiи въ «Домашней Бесѣдѣ», я вовсе выкинулъ..., отказавшись отъ сужденiя о приведенiи монастырей въ порядокъ, хотя недавно, въ сочиненiяхъ преп. Антонiя Великаго, прочиталъ именно такое предсказанiе о монастыряхъ и о причинѣ ихъ упадка, какое было написано мною. Не хочу, чтобы отъ меня выходило подлоуклончивое и колеблющееся свидѣтельство объ истинѣ. Не желають слушать, — такъ лучше молчать. Возгласятъ событiя. Заразительная и смертоносная болѣзнь, когда ее не лѣчатъ правильно, а только прикрываютъ, — усиливается и усиливается. Должна же она и разразиться!
«Паденiе монастырей, значительно совершившееся, неминуемо».
«Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть возстановленiе Церкви въ древней красотѣ ея, такъ же какъ и монашества. И то должно будеть счесть великой милостью Божiею, если не послѣдуетъ вскорѣ какоголибо таяжкаго удара на монастыри».
«Оскудѣло монашество и еще болѣе должно оскудѣть». «Подвиговъ нѣтъ, истиннаго монашества нѣтъ, руководителей нѣтъ; одни скорби замѣняють всеэ.
Судьбы Божiи и христiанское отношенiе къ нимъ.
Очевидно христiанство, этотъ таинственный духовный даръ : человѣкамъ, удаляется непримѣтнымъ образомъ для невнимающихъ своему спасенiю изъ общества человѣческаго, пренебрѣгшаго этимъ даромъ. Надо увидѣть это, чтобы не быть обманутымъ актерами и актерствомъ благочестiя; увидѣвъ, надо отводить взоры отъ грустнаго зрѣлища, чтобы не повергнуться пороку осужденiя ближнихъ, надо обратить взоры на самихъ себя, позаботиться о собственномъ спасенiи, такъ какъ милость Божiя даруетъ возможность «пастись тѣмъ, которые произволяютъ спастись».
«Святые Отцы предвозвѣстили, что въ послѣднiя времена спасающiеся скроются отъ взоровъ человѣческихъ и пойдутъ смиреннымъ путемъ дѣланiя, хранясь осуждать отступниковъ, предавая все волѣ Божiей и суду Божiю, бдагоговѣя предъ самыми попущенiями Божiими».
«Всемогущiй Господь печется о Церкви, которою Онъ невидимо управляетъ, попуская то, что Ему угодно попускать».
«Къ положенiю Церкви должно мирствовать,1 хотя вмѣстѣ должно и понимать его. Это — попущенiе свыше... Старецъ Исаiя говорилъ мнѣ: «Пойми время. Не жди благоустройства въ общемъ церковномъ составѣ, а будь доволенъ тѣмъ, что предоставлено, въ частности, спасаться людямъ, желающимъ спастись».
«Милосердный Господь да покроетъ остатокъ вѣрующихъ въ Него! Но остатокъ этотъ скуденъ; дѣлается скуднѣе и скуднѣе».
«Отступленiе попущено Богомъ: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись отъ него самъ: и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы, по возможности, избѣгнуть влiянiя его».
«Въ настощее время главный трудъ злыхъ духовъ заключается въ томъ, чтобы уронить всѣ истинныя идеи о Богѣ и о всемъ Божественномъ, и возвеличить идеи о человѣкѣ въ падшемъ естествѣ его, — тѣмъ приготовить возвеличенiе того человѣка, который превознесется паче Бога и по предрѣченiю св. ап. Павла. Та же идея, которая сгубила человѣковъ въ раю! Только она теперь развивается обширнѣе».
«Предсказанное словомъ Божiимъ должно совершиться. Намъ священный долгъ «благогсвѣть передъ судьбами Непостижимаго Бога Господа и, понимая глубокое значенiе совершающагося, обратить все вниманiе, вниманiе усиленнѣйшее на усвоенiе себя Христу, какъ св. Отцы сказали: «Спасаяй да спасетъ душу свою». Спаситель заповѣдалъ: «Бдите и молитеся, да не внидите въ напасть». Предъ наступленiемъ великихъ скорбей должно молиться съ особенною тщательностью и умолять Бога о помилованiи».
«Положимся на Бога, Который предвозвѣстилъ, что придутъ (соблазны и отступленiя. Когда таково попущенiе Божiе, То намъ нечего говорить и не подобаетъ смущаться. Пусть все дѣлается такъ, какъ попускаетъ всѣму делаться Богъ. Мы должны благоговѣть передъ судьбами Его».
«Постоянное благоговѣнiе предъ судьбами Божiими необходимо для правильнаго духовнаго жительства. Въ это благоговѣнiе и покорность Богу должно приводить себя вѣрою. Все совершающееся совершается или по милости Божiей, или по попущенiю Божiю, тоесть, все совершающееся совершается по судьбамъ Божiимъ, непостижимымъ для человѣка. Святые три отрока въ пещи вавилонской исповѣдали Бога, исповѣдали, что всѣ гражданскiе и духовныя бѣдствiя, попущенныя на нихъ и на Израидьскiй народъ, попущены по праведному суду Божiю. Такое воззрѣнiе привлекаетъ въ душѣ миръ, не попускаетъ увлекаться разгоряченiемъ, направляетъ зрѣнiе ума къ вѣчности, доставляетъ терпѣнiе въ скорбяхъ, которыя и представляются кратковременными, ничтожными случайностями и мелочами».
«Надъ судьбами мiра и каждаго человѣка неусыпно бдитъ Промыслъ Всемогущаго Бога, — и все совершающееся совершается или по волѣ или по попущенiю Божiю. Намъ должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтобы Онъ сохранилъ насъ въ вѣрности православной Церкви, открылъ намъ ѣсесвятую волю Свою въ непреткновенный путь къ Себѣ. источнику истинной жизни и спасенiя».2)
Я боюсь своимъ немощнымъ словомъ ослабить впечатлѣнiе оть сильныхъ словъ еп. Игнатiя, который могли бы производить, вѣроятно, еще большее впечатлѣнiе, если бы были скомбинированы болѣе систематично, чѣмъ это сдѣлалъ я. Сдѣдать лучше мнѣ было трудно, хотя бы уже по одному тому, что я писалъ, или, точнѣе, диктовалъ это письмо въ недужномъ состоянiи въ состоянiи переутомленiя, такъ что и сдѣланное требовало отъ меня значительныхъ усилiй. Ввиду вышесказаннаго мнѣ, можетъ быть, не слѣдовало бы продолжать бесѣды съ вами. Но мнѣ хочется, съ одной стороны, подвести краткiй итогъ мыслямъ еп. Игнатiя, съ другой, — предотвратить возможный при чтенiи ихъ недоумѣнiя.
Кратко выразить главныя мысли авторы, можно, мнѣ думается, такъ:
1. Совершается всеобщее 'отступленiе отъ христiанства.
2. Вмѣстѣ съ охлажденiемъ къ вѣрѣ и съ усиленiемъ безнравственности народа оскудѣваетъ монашество, являющееся барометромъ по отношенiю ко всему христiанскому обществу.
3. Съ внутреннимъ оскудѣнiемъ и паденiемъ монашества неизбѣжны удары по монастырямъ извнѣ.
4. Та же участь должна постигнуть и Церковь, то церковное общество, которое внутренне отпало отъ Церкви — Тѣла Христова.
5. Эти испытанiя, связанныя съ религiознонравственнымъ паденiемъ христiанскаго общества (духовенства, монашества и мiрянъ) промыслительно попущены Богомъ.
6. Усиливающееся отступленiе подготовляетъ путь антихристу.
7. Десницею Божiею сохраняется «остатокъ» вѣрныхъ, ради коего отсрочиваются и умягчаются небесныя кары.
8. Все совершающееся идетъ по Писанiю и оправдываетъ Писанiе.
9. Все совершающееся, какъ выявленiе воли и попущенiя Божiя, должно быть принимаемо нами съ покорностью и благоговѣнiемъ.
10. Остатокъ вѣрныхъ «да внимаетъ себѣ» и, храня благодатiю Божiей, вѣрность православной Церкви, да усвояется Христу — Источнику вѣчной жизни.
Что касается недоумѣнiй, возможность которыхъ я предполагаю, то я имѣю въ виду собственно одинъ недоумѣнный вопросъ, могущiй возникнуть при чтенiи сдѣланныхъ мною извлеченiй изъ писемъ еп. Игнатiя: не слишкомъ ли пессимистиченъ взглядъ епископаподвижника на судьбы Церкви? Вѣдь и при немъ, и послѣ него были люди въ русской Церкви, имѣвшiе несомнѣнное тюмазанiе свыше, — хотя бы тѣ, имена коихъ приведены мною наряду съ именемъ еп. Игнатiя въ моемъ предыдущемъ письмѣ. Въ оправданiе «пессимистическаго» взгляда еп. Игнатiя (если онъ нуждается въ оправданiи) я выскажу два соображенiя.
1. Еп. Игнатiй имѣлъ предъ глазами и основоположниковъ Оптинскаго старчества (подъ руководствомъ перваго изъ нихъ Леонида онъ полагалъ начало своего подвижничества), и митрополита Филарета, и еп. Феофана, и безызвѣстнаго, но исключительно благодатнаго, по его мнѣнiю, Бабаевскаго просфорника Никандра, и другихъ въ духовномъ отнощенiи достойныхъ лицъ. Но онъ не обольщался этими «единицами», а, проникая въ глубинное настроенiе современнаго ему общества, при свѣтѣ Писанiя и отеческихъ творенiй, ясно зрѣлъ попущенное Богомъ отступленiе и не питалъ себя радужными надеждами, будто какимито реформами, или иначе какъ можно поднять падшее церковное общество, духовенство и монашество. Его «пессимизмъ» получилъ блестящее оправданiе въ современной намъ церковной дѣйствительности, и нельзя не дивиться духовной чуткости и исключительной проницательности этого великаго служителя Церкви Христовой.
2. Тѣ самые люди, носившiе на себѣ печать «избранiя», которые своимъ существованiемъ какъ будто опровергали «пессимизмъ» еп. Игнатiя, не обинуясь высказывали (см. предыдущее письмо) такiя же пессимистическiя воззрѣнiя на судьбы Церкви и (русскаго народа, жизнь котораго тѣснѣйшимъ образомъ связана съ жизнью Церкви, какъ и еп. Игнатiй: только послѣднiй высказывался ярче, сильнѣе, опредѣленнѣе. Хочу еще остановить ваше вниманiе на двухъ пунктахъ: 1. Напоминаю вамъ слова свят. Тихона Задонскаго, приведенныя мною въ предыдущемъ письмѣ: «Должно опасаться, чтобы Христiанство, будучи жизнь, таинство и духъ, не удалилось непримѣтнымъ образомъ изъ того человѣческаго общества, которое не умѣетъ хранить этотъ безцѣнный даръ Божiй».
Эту мысль свят. Тихона Задонскаго, заимствованную мною изъ письма еп. Игнатiя, послѣднiй самъ повторяетъ неоднократно въ очень категорическомъ тонѣ. Не разъ высказывалъ и усиленно подчеркивалъ онъ и другую мысль свят. Тихона — о гибельномъ распространенiи въ церковномъ обществѣ лицемѣрiя. «За сто лѣть до насъ, — пишетъ еп. Игнатiй, свят. Тихонъ говорилъ: нынѣ почти нѣтъ истиннаго благочестiя, а одно лицемѣрство». Пороки зрѣютъ отъ времени. Нынѣ лицемѣрство достигло неимовѣрной наглости и безстыдства».
Сопоставьте обѣ эти мысли — объ удаленiи изъ современнаго церковнаго общества христiанства, какъ «жизни, таинства и духа», и о замѣнѣ подлиннаго, живого благочестiя лицемѣрствомъ — со словами Господа, обращенными къ Церкви Сардiйской: «Знаю твои дѣла: ты носишь имя, будто жйвъ, но ты мертвъ» (Апок. III, 1).3) Не являемся ли мы той церковью, къ которой обращенъ страшный укоръ Господень?
А смотрите, что дальше говоритъ Господь: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое къ смерти... вспомни, что ты принялъ и слышалъ, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать то Я найду на тебя, какъ тать, и ты не узнаешь, въ который часъ найду на тебя» (Апок. III, 23). Не свершилось ли это грозное нашествiе Господне на нашу церковь, нашествiе, неоднократно и увѣренно предсказанное тайнозригелемъ Игнатiемъ?
Послѣдуемъ дальше за Господомъ и Его бесѣдѣ съ ангеломъ церкви Сардiйской. «Впрочемъ, — продолжаетъ Господь, — у тебя въ Сардисѣ есть нѣсколько4) человѣкъ, которые не осквернили одеждъ своихъ и будутъ ходить со Мною въ бѣлыхъ одеждахъ, ибо они достойны» (Апок. III, 4).
Эти немногiе, сохранившiе вѣрность Господу, наводятъ меня на мысль о томъ «останкѣ» вѣрующихъ во Христа, о которомъ еп. Игнатiй не разъ упоминаетъ въ своихъ письмахъ. И затѣмъ мысль моя переходитъ къ словамъ, который Господь изрѣкаетъ ангелу церкви Филадельфiйской 5). Эта Церковь немногочисленна: «Ты немного имѣешь силы, — говоритъ Господь ангелу этой церкви, и ублажаетъ его слѣдующими словами: «Ты сохранилъ слово Мое и не отрѣкся Имени Моего (Апок. III, 8). За эту вѣрность Господь далѣе обѣщаетъ привлечь къ ногамъ церкви Өиладельфiйской богоборныхъ iудеевъ (Апок. III, 9) и сохранить ее «отъ годины искушенiй, которая придетъ на всю вселенную, чтобы испытать живущихъ на землѣ» (Апок. III, 10).
«Милосердный Господь да покроетъ останокъ вѣрующихъ въ Него», — молитвенно взываетъ, какъ вы видѣли, праведный архипастырь Игнатiй, устремляясь духомъ къ Пастыреначальнику Христу.
2. Заслуживаетъ серьезнаго вниманiя мысль еп. Игнатiя, тѣснѣйшимъ образомъ связанная съ его духовнымъ устроенiемъ и очень часто повторяемая имъ въ письмахъ, — мысль о спаситедьномъ значенiи скорбей вообще, а для нашего и грядущаго времени въ особенности. Вы помните, какъ онъ характеризуетъ нынѣшнее монашество (а вмѣстѣ — и современное христiанское общество): «подвиговъ нѣтъ, истиннаго монашества яътъ, руководителей нѣтъ: одни скорби замѣняютъ все», т. е. значитъ, и подвиги, и духовное руководство.
Эта мысль еп. Игнатiя заставляетъ вспомнить слѣдующее ">бесѣдованiе древнихъ Отцовъ. Нѣкогда святые Отцы Египетскаго скита пророчески бесѣдовали о послѣднемъ родѣ: «Что сдѣлали мы?» — говорили они. Одинъ изъ нихъ великiй авва Исхирiонъ отвЬчалъ: «Мы исполнили заповѣди Божiи». Спросили его: «Что сдѣлаютъ тѣ, которые будутъ послѣ нихъ?» Авва Исхирiонъ отвѣчалъ: «Они отнюдь не будутъ имѣть монашескаго дѣланiя, но имъ попустятся скорби, и тѣ изъ нихъ, которые устоятъ, будутъ выше насъ и отцовъ нашихъ».
Этимъ скорбнымъ и вмѣстѣ утѣшительнымъ пророческимъ словомъ великаго Исхирiона, имѣющимъ отношенiе, не къ однимъ инокамъ, я и заканчиваю свое письмо къ вамъ, мои дорогiе.
Не будьте требовательны ко мнѣ, хотя бы ради недуга моего. Чувствую, что апокалиптическiй экскурсъ вышелъ въ письмѣ не такимъ яснымъ, какъ онъ ясенъ для меня. Ну, подумайте сами. Молитесь обо мнѣ.
Вашъ братъ о Господѣ ...
|
|
1 Т. е. относиться мирно,
спокойно, без* смущенiя, съ упованнемъ на милость Божiю... 2 Письма, изъ которыгъ извлечены вышеприведенныя листа, относятся къ 40-60мъ годамъ XIX стодiтiя. 3 Ср. сказанное ап. Павдомъ: «нмущiе образъ благочестiя, силы же его отвергшiися» (2 Тии. III, 5). 4 Пославянски «ало». 5 Не входятъ ли въ нее тi немногiе ("оставокъ") изъ Церкви Сардiйской, которые сохранили незапятнанными свои одежды?
|
|
Copyright by Orthodox Observer |